Опубликовано: 15 февраля 2012, 14:30
15

В Беларуси появился новый вид официального обращения в организации – электронное

Электронное обращение – новый способ реализация права на обращения в государственные органы и иные организации.

22 января 2012 года вступил в силу новый Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. №300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц». 

Одним из новшеств указанного закона является введение нового вида обращения – электронного, под которым понимается обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет.

Необходимо отметить, что указанный Закон детально регламентирует порядок рассмотрения электронных обращений, т.к. действующее законодательство в этой сфере до настоящего времени не давало четкого ответа на вопрос, как действовать при поступлении такого рода обращения.

Электронные обращения рассматриваются так же, как письменные

Закон устанавливает, что поступившие в государственные органы и иные государственные организации электронные обращения подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 25 закона. Таким образом, требования, предъявляемые к рассмотрению письменных обращений – нормы о сроках рассмотрения письменных обращений, порядке направления по компетенции, оставлении обращений без рассмотрения по существу, порядке обжалования и т.д. – применяются и к электронным обращениям без специальных оговорок.

Законом установлен порядок направления электронных обращений. Их можно направлять посредством глобальной компьютерной сети Интернет двумя способами:

1. на адрес электронной почты государственных органов и организаций,

2. размещать в специальной рубрике на официальных сайтах государственных органов и организаций в глобальной компьютерной сети Интернет в соответствии с требованиями к содержанию соответствующих сайтов.

При этом необходимо иметь в виду, что не будут являться электронными обращениями и рассматриваться различные смс-сообщения, информация на форумах, созданных на сайтах государственных органов и организаций и т.д.

Что и как нужно писать в электронном обращении

Закон закрепляет требования к содержанию электронных обращений. Оно должно излагаться на белорусском или русском языке и содержать:

- наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
- фамилию, имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и место работы (учебы);
- изложение сути обращения;
- адрес электронной почты гражданина.

В случае отсутствия указанных сведений субъект, получивший электронное обращение, вправе оставить его без рассмотрения по существу (абзац второй п. 1 ст. 15 закона).

Как получить ответ на электронное обращение

Ответы на электронные обращения либо уведомления заявителей (об оставлении их электронных обращений без рассмотрения либо о направлении для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и др.) направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронном обращении.

Вместе с тем данное правило имеет ряд исключений, когда на электронные обращения направляются письменные ответы.

Так, на электронные обращения даются письменные ответы: если заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ, в случае если в электронном обращении отсутствует адрес электронной почты. При этом, закон не дает возможности оставить электронное обращение без рассмотрения по существу при отсутствии в нем адреса электронной почты. Поэтому в случае отсутствия адреса электронной почты ответ на электронное обращение направляется в письменном виде.

Также Закон устанавливает определенные требования, которым должны соответствовать ответы на электронные обращения.

Ответы должны излагаться на языке обращения, быть обоснованными и мотивированными (при необходимости – со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей), а также содержать фамилию, собственное имя, отчество либо инициалы руководителя государственного органа и иной государственной организации или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать ответы на обращения.

 

Разграничение подведомственности между общими судами и нотариусами

20 ноября 2011 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 года № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности».

Указ направлен на разгрузку общих судов от большого количества бесспорных требований, которые отвлекали судей и отнимали у них много времени, а также имеет целью повысить эффективность правосудия.

Справка. Суд Молодечненского района за 2011 год рассмотрел 1 800 дел приказного производства, 69 дел о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы.

Пунктом 1 Указа существенно расширен перечень бесспорных требований, разрешение которых будет совершаться во внесудебном порядке на основании обращения граждан и юридических лиц за совершением исполнительной надписи.

Так, Указ предусмотривает, что нотариусы с соблюдением порядка и условий, предусмотренных законодательными актами, совершают исполнительные надписи в частности:

- о взыскании с физических лиц налогов, сборов (пошлин) и пеней;
- начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;
- с физических лиц страховых взносов по договорам обязательного страхования в случае отказа от их уплаты, задолженности по ним, штрафов, пеней;
- об оказании услуг связи, неустойки в связи с такой задолженностью, если ее уплата предусмотрена законодательством или договором;
- задолженности физических лиц по кредитам, неустойки (штрафа, пени) в связи с такой задолженностью, если ее уплата предусмотрена законодательством или договором;
- задолженности физических лиц по оплате коммунальных услуг, оказываемых населению, услуг по техническому обслуживанию жилых домов, по отчислениям на капитальный ремонт жилых домов, неустойки (штрафа, пени) в связи с такой задолженностью;
- задолженности по займам, выданным организациями своим работникам на потребительские нужды, строительство или приобретение жилых помещений, дач, садовых домиков, приобретение и благоустройство земельных участков;
- с работающих обязанных лиц расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае уклонения указанных лиц от возмещения данных расходов;
- задолженности физических лиц по оплате стоимости питания в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, специальных учреждениях органов внутренних дел, расходов на содержание лиц, помещенных в медицинский вытрезвитель органа внутренних дел, а также по другим требованиям, перечисленным в Указе.

Нормы Указа не распространяется на требования, о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, но оно не связано с установлением материнства и (или) отцовства либо необходимость привлечения третьих лиц, а также на некоторые другие требования.

Пунктом 2 Указа предусмотрено, что перечисленные требования о взыскании денежных сумм (задолженности), не подлежат рассмотрению в общих судах в порядке приказного производства, что является совершенно правильным и исключит возможность обращения в суд по указанным требованиям с заявлением о возбуждении приказного производства.

Указом установлена, что за совершение нотариусами исполнительных надписей, применяется ставка государственной пошлины в размере 5 процентов от взыскиваемой суммы, а также перечислены государственные органы, которые обращаются к нотариусу за совершением исполнительных надписей без уплаты такой пошлины.

Однако, несмотря на действие указанного нормативного документа уже почти около месяца, имеют место случаи обращения в суд физических и юридических лиц с указанными требованиями. Так, за указанный период в суд Молодечненского района поступило 7 заявлений указанного характера. Суды, руководствуясь п.2 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь отказывают в возбуждении гражданского дела в связи с тем, что истцом не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения дела и возвращают заявления обратно.

Таким образом, можно сделать вывод, что установленный Указом порядок рассмотрения этих требований путем обращения к нотариусу для совершения исполнительной надписи является предварительным внесудебным порядком разрешения указанных требований. Основанием же для обращения в суд с подобными требованиями в порядке искового производства является отказ нотариуса совершить исполнительную надпись при наличии спора о праве. В случае отсутствия спора о праве граждане и юридические лица вправе обжаловать действия нотариуса в порядке ст. 351-352 ГПК Республики Беларусь.

Поэтому необходимо знать, что если кто-либо намерен в будущем обращаться в суд с перечисленными выше требованиями, а также другим требованиям, перечисленными в Указе, при отсутствии спора о праве, необходимо изначально обращаться в нотариальную контору с соответствующим заявлением, уплатив при этом государственную пошлину. В случае обращения с подобным заявлением непосредственно в суд, последний откажет в возбуждении дела и вернет вам заявление обратно с соответствующим разъяснением.

Помощник прокурора Молодечненского района Гирловский Д.В. для kraj.by



Читайте также

«Іду, аглядаюся, каб не накінулася на мяне». Жанчына са Смаргонскага раёна сцвярджае, што сфатаграфавала чупакабру
«Спачатку мне падалося, што гэта рысь, потым – што леапард. Як жывёліна падышла бліжэй да дому – падумала, што ліса. А як прысела – кенгуру!» – расказвае жанчына.
Утверждена цена квадратного метра жилья для выдачи льготных кредитов
Стоимость «квадрата» жилья для выдачи льготных кредитов утвердил Совмин.
Водитель «Мазды» из Молодечно спровоцировал дорожную аварию с участием пяти машин недалеко от Радошковичей
В трех километрах от городского поселка Радошковичи, на автодороге «Минск – Молодечно – Нарочь», в границах Минского района, сегодня утром, 26 января, случилось дорожно-транспортное происшествие с участием пяти машин.