«Все роли любимые – и маленькие, и большие». Молодечненской актрисе Эмилии Ларионовой сегодня – 70 лет (фото)
Эмилия Алексеевна Ларионова – актриса Минского областного драматического театра. Всю свою жизнь она посвятила театру и продолжает до сих пор выступать на сцене
9 ноября Эмилия Алексеевна Ларионова отмечает свое 70-летие. Быть актрисой – это уметь перевоплощаться, мастерски сменять маски, заставлять зрителя поверить, что перед ними настоящий герой, а не просто актер, играющий роль.
Будучи на сцене хорошей и злой, доброй и коварной, в жизни Эмилия Ларионова оказалась очень скромной женщиной. Как она сама утверждает, крайне неловко себя чувствует всякий раз, когда приходится давать интервью или принимать поздравления. А на вопрос kraj.by, как она планирует отметить день рождения, заулыбалась:
– Я, честно говоря, не люблю внимание к себе. Я из тех, кто предпочитает в стороночке посидеть. Это особенность моего характера. Возможно, к себе надо бы лучше относиться, но мне, правда, гораздо интереснее поработать, чем сидеть в центре стола и получать похвалы. Я не одна такая, многие, даже большие актеры, уезжают в праздники, чтобы избежать повышенного внимания. Сейчас вот у Юдашкина был день рождения, и на вопрос, как будет отмечать, он сказал, что с женой уезжает в Нью-Йорк, а по возвращении соберется в кругу самых близких.
– Сегодня, оглядываясь на прожитые годы, имея весь тот опыт, что у Вас есть, скажите, хотели бы Вы что-то в своей жизни изменить?
– Да! Нужно быть смелее и настойчивее. Я человек решительный, но какая-то во мне присутствует самокритичность. Я часто самой себе говорю: «Нет, я это делаю неправильно!», «Вот здесь я бы могла значительно лучше», «Нет, это не получится!» Наверное, это те моменты, которых можно было бы избежать. Самоуничижение – это плохо. Я наглых не люблю, но уверенность в себе быть должна. Хотя, если посмотреть на свою жизнь в большом масштабе, ничего не меняла бы.
Мне кажется, что другую профессию я бы не выбрала, но, наверное, могла бы построить все по-другому. Чтобы добиться чего-то – нужно просто делать свое дело и делать его уверенно. А мне порой этой уверенности не хватало.
Эмилия Алексеевна уверена, что другую профессию не выбрала бы
В школе моими любимыми предметами были русский язык и литература. Я любила их настолько, что порой мне кажется, я могла бы на этом поприще чего-то достигнуть, например, стать учителем. У меня самой была такая учительница, которая открыла мне целый мир. Она тоже хотела поступать на актерское, уехала в Ленинград, но случилось так, что ее папа умер, и ей пришлось вернуться, а чуть позже поступить на филологический. Но, знаете, она нашла себя в своей профессии. Как она преподавала! Ей просто не было в этом равных. И вот она развила во мне эту особую любовь к литературе. Хотя читать мне всегда нравилось. Помню, пряталась от бабушки в картошке, чтобы почитать книгу. Приходила в поле, садилась и получалось так, что картошка на уровне роста, и меня не было видно. Так можно было долго сидеть и читать, и никто никуда не мог меня позвать.
В спектакле «Камедыя» В. Рудова (режиссер А. Андросик)
– Кого любите читать больше всего?
– Сложно выделить кого-то одного. Очень люблю Чехова. «Евгений Онегин» – я даже не знаю, как рассказать, насколько я его люблю. Очень сильно. Это заключительная глава:
Дни мчались; в воздухе нагретом
Уж разрешалася зима;
И он не сделался поэтом,
Не умер, не сошел с ума.
Весна живит его: впервые
Свои покои запертые,
Где зимовал он, как сурок,
Двойные окны, камелек
Он ясным утром оставляет,
Несется вдоль Невы в санях.
На синих, иссеченных льдах
Играет солнце; грязно тает
На улицах разрытый снег.
Ну вот как Пушкина не любить? Кто лучше скажет?
И Бунина я люблю. Вся классическая литература кажется мне очень интересной. Я Скотта Фицджеральда читала с большим интересом, Хемингуэя. Последний мне очень нравился, пока я не узнала, что он охотник, а я ужас, как не люблю охотников. Он великий писатель, но не люблю я охотников и все тут. Ну, конечно, Пастернак, Ахматова, Цветаева. Из белорусских наших – Евгения Янищиц. Она – это что-то невероятное. Это как белорусский Пушкин. То, что она пишет, – ты видишь, чувствуешь.
– На актерском поприще куда больше можно реализовать свою любовь к литературным произведениям, чем на преподавательском. Это ведь так?
– Это да. И более того, я очень люблю историю. И эта любовь сохранилась по сей день. А это для актера также немаловажно. Когда пьесу берут в постановку, нужно окунуться в этот материал. Если это произведение из другой эпохи, нужно перевернуть тома литературы, чтобы почувствовать и понять, что там было и как. У меня есть две любимые женщины в истории: Елизавета I – королева Англии, и императрица Екатерина Великая. Екатерина приехала и стала такой русской женщиной. А Елизавета – ох, в какие времена она жила! Как бы я хотела их сыграть, но в нашем небольшом театре не случалось ставить таких постановок. А Чехов – какой удивительный человек! Хотелось бы сыграть в его «Трех сестрах» или «Вишневом саде». Сейчас роль какой-нибудь нянечки смогла бы мне подойти.
– А если говорить о тех ролях, которые вы уже сыграли, что самое любимое, самое дорогое?
– Я всегда говорила: «Нужно любить все!» И свою работу я люблю. Вообще, счастлив тот человек, который любит свое дело. Восемь часов каждый день отдавать нелюбимому делу невообразимо тяжело. А любить ведь можно не только актерскую профессию. Я встречала и учителей, и работников на фабриках, которые вкладываются в свое дело и потом гордятся результатами своего труда. Да тот же дворник: он может убирать улицу, как получится, а может аккуратно, ответственно, с удовольствием.
Все роли любимые – и маленькие, и большие. Мне очень нравится высказывание Фаины Раневской о том, что маленьких ролей не бывает, бывают маленькие актеры, даже в больших ролях. После того, как ты получила роль, – ты живешь ею. Как нас учил режиссер Рид Талипов, после того, как получил роль, нужно было написать автобиографию от имени своего героя с самого рождения: где он родился, кто его родители, окружение, где он учился. И выход на сцену – это не появление из-за кулис, это продолжение твоей истории. Естественно, когда вот так погружаешься, то как же не любить эту роль, если это практически ты.
Но, если уж что-то все-таки выделить, то это роль бабушки в спектакле «Начало» по пьесе Бориса Васильева. События там происходят за 4 часа до войны на западной границе. Хорошая была роль, из благородных.
«Начало» по Борису Васильеву (режиссер Ю. Вутто)
Мне кажется, в советское время все люди были хорошими, как будто стыдно было быть плохим. Я не припомню плохого человека в моей жизни и в молодости, а вот сейчас встречаются.
– А почему так происходит, как думаете?
– Воспитание. Это очень большое имеет значение. Мне кажется, раньше в школе гораздо больше этому придавали значения, поднимали темы на классных часах, читали литературу. Я не знаю, сколько сейчас в школе часов литературы, хорошо, если два есть, а в наше время было пять. И девочки в наше время хотели быть похожими на Татьяну Ларину. У них было чувство собственного достоинства. Я, наверное, скажу сейчас вещь, за которую молодежь меня осудит, но мне не нравится, когда поступают так: давай, мол, снимем квартирку, поживем, посмотрим. Так не должно быть. Должна быть любовь. Любишь – женись, даже если вы юные. Не заладится – разведетесь, но это совсем другое, чем, когда просто так пожил. Должны быть высокие чувства.
«Парася, якое спявае», автор С. Козлов (режиссер В. Растриженков)
– Может быть сегодня литературу заменяет кинематограф, и героев для подражания берут из него?
– Вот, кстати, советский кинематограф – он потрясающий. Обязательно посмотрите фильм «Летят журавли», если раньше его не видели. Что касается современного – теперь его очень много. Как сказала бы моя бабушка, и жук, и жаба занимаются им. Сейчас цель снять фильм, чтобы на нем потом заработать деньги. Многое там меняют, некоторые истории и вовсе лишь отдаленно напоминают оригиналы. Как-то все по-другому, не так.
– Скажите, а к каким заключениям о жизни Вы смогли прийти к своему сегодняшнему возрасту? Чем могли бы поделиться с молодым поколением?
– Жизнь – это бумеранг. Все возвращается. Как-то у меня был сложный период, и я все задавалась вопросом, за что мне это, ведь сама я никогда никому ничего плохого не говорила, последнее готова была отдать. А потом я узнала, если что-то плохое не вернулось тебе, то обязательно вернется твоим детям или внукам, и так вплоть до седьмого колена. Так мне тогда, наверное, чьи-то грехи из глубокого прошлого возвращались. Поэтому, когда я вижу, как люди поступают плохо, делают пакости, я думаю: как же так, а если это вернется твоим детям?
«Каб вы жылi» по пьесе «Три старушки вечерком» М. Коломенского (режиссер Ю. Вутто)
Все можно понять только после того, как проживешь что-то сам. Когда ты молод, тебе кажется, что все легко, и ты обязательно получишь то, о чем мечтаешь. В основном, тебе не хочется слушать чьих-то советов, потому что тебя это не коснется. И только очень умные люди способны учиться на чужих ошибках и прислушиваться к чужим советам. Но это не плохо и не хорошо, это просто наблюдение из жизни, а жизнь не такая простая, какой кажется.
Игру Эмилии Ларионовой можно посмотреть 24 ноября в спектакле «Четыре новеллы о любви».
Диана ВАШКЕЛЬ
Фото из личного архива Эмилии ЛАРИОНОВОЙ