«Помоги себя заметить». Госавтоинспекция проводит единый День безопасности
Сегодня, 29 сентября, отдел ГАИ Молодечненского РОВД проводит мероприятия единого Дня безопасности дорожного движения под девизом «Помоги себя заметить!».
Как рассказала Kraj.by инспектор по административной практике отдела ГАИ Молодечненского РОВД Наталья Станкевич, анализ аварийности показывает, что с наступлением осенне-зимнего периода и сокращением длительности светового дня возрастает вероятность совершения ДТП с участием пешеходов, велосипедистов и возчиков гужевого транспорта.
— Основными причинами таких происшествий являются отсутствие при движении в темное время суток световозвращающих элементов, переход проезжей части вне установленного места, нарушение правил проезда пешеходных переходов, особенно в городах и крупных населенных пунктах, — уточнила инспектор. — Опасны и необорудованные согласно правил дорожного движения велосипеды и гужевой транспорт.
По словам Натальи Станкевич, за 8 месяцев 2023 года на территории города и района с участием пешеходов произошло 7 ДТП, в которых 1 человек погибли, 6 — получили травмы различной степени тяжести.
— Нередко пешеходы создают аварийные ситуации, подвергая опасности, как себя, так и других участников дорожного движения, сознательно нарушают правила, переходя улицу в неустановленных местах, внезапно выходя на проезжую часть из-за предметов, ограничивающих обзор водителю, или перебегая дорогу на запрещающий сигнал светофора. Иногда они просто идут по кратчайшему пути до ближайшей остановки, лавируя между движущимися на скорости автомобилями, причем пешеходный переход может находиться рядом, — приводит пример сотрудник ГАИ. — Так, 16 марта 2023 около 21:10 часов водитель 1986 года рождения, управляя автомашиной «Рено Меган Сценник» двигаясь по автодороге Р-56 «Молодечно-Воложин» по улице Советской в агрогородке Полочаны Молодечненского района в направлении Воложина, совершил наезд на движущуюся в попутном направлении по полосе движения автомобиля гражданку 1958 года рождения, которая от полученных телесных повреждений скончалась на месте происшествия.
Наталья Cтанкевич обращает внимание, что многие пешеходы не хотят понимать, что водитель не в силах мгновенно остановить свой автомобиль и избежать наезда. Советы просты: водителям следует быть предельно сосредоточенными при проезде по слабо освещенным или неосвещенным участкам дорог вблизи населенных пунктов, пешеходы не должны забывать о необходимости использования световозвращающих элементов.
— Многие пешие участники, желая пересечь проезжую часть, отличаются ограниченным терпением, неосторожностью и отсутствием логики поведения. Отдельные недисциплинированные или склонные к риску пешеходы умышленно провоцируют конфликтные ситуации, — говорит инспектор. — Водитель должен быть готов к любым неожиданностям со стороны пешеходов — хождению по дорогам или лежание на проезжей части в состоянии опьянения, переходу проезжей части в неустановленном месте, неподчинению сигналам регулирования дорожного движения. Особую опасность создают пьяные пешеходы. Они ведут себя нелогично, неосторожно, а иногда и агрессивно. Поведение пьяного невозможно предугадать, поэтому водитель должен немедленно принять необходимые меры предосторожности: остановиться, объехать пьяного на таком расстоянии, чтобы тот не смог натолкнуться на автомобиль. Имеют место случаи, когда нетрезвые пешеходы выбирают для своего отдыха проезжую часть, такие аварии заканчиваются тяжелыми последствиями. Портрет типичного нарушителя: лицо 30-50 лет, в темной одежде, без СВЭ, как правило, асоциальное и зачастую находится в состоянии опьянения.
Госавтоинспектор обращается ко всем участникам дорожного движения: если вы видите вблизи проезжей части пешехода (велосипедиста), находящегося с характерными признаками опьянения, явно представляющего опасность для движения, просим вас незамедлительно сообщать в дежурную часть, либо на телефонную линию 102.
Наибольший уровень пешеходного травматизма отмечается в осенне — зимний период и доля аварий с участием пешеходов достигает 60-70% от всех ДТП. При движении в темноте по неосвещенным дорогам водитель видит только ту часть дороги, которая освещена фарами автомобиля. При этом восприятие глазом световых контрастов становится хуже, чем при дневном свете, и труднее заметить пешеходов, велосипедистов и гужевой транспорт. Уже в ранних сумерках отчетливо видимые днем предметы блекнут, а после захода солнца становятся едва различимыми. В неблагоприятных погодных условиях невыразительная фигура человека полностью сливается с темнотой, и с места водителя становится практически невидимой.
— Пешеходы, как правило, думают, что тот, кто за рулем, их уже заметил. Проводимый Госавтоинспекцией следственный эксперимент позволил установить, что в темноте из салона автомобиля человек в темной одежде при ближнем свете фар различим лишь на расстоянии 25-30 м. При скорости 60 км/ч за одну секунду автомобиль проезжает около 17 метров. За это время водитель только успеет сообразить, что или кто перед ним. Затормозить или удачно сманеврировать не всегда бывает и возможно, в том числе из-за скорости, состояния дорожного покрытия, наличия других препятствий. Поэтому возникает существенная необходимость сделать пешеходов, велосипедистов, гужевые повозки, коляски и прочее как можно более заметными, для увеличения расстояния с момента обнаружения. Для этих целей широко используются специальные светоотражающие аксессуары: значки, подвески, ленты.
Велосипедисты в группе риска
Категория велосипедистов также входит в группу риска, если они не обозначены световозвращающими элементами.
— С участием велосипедистов в этом году произошло 3 ДТП, в которых 1 человек погибли, 2 — получили травмы, — рассказывает Наталья Станкевич. — 11 июля на автодороге Р-28 Минск-Молодечно-Нарочь, вблизи Молодечно, водитель 1978 года рождения, управляя автомобилем МАЗ-МАН с прицепом, двигаясь в направлении Минска по главной дороге, совершил наезд на выехавшего со второстепенной дороги велосипедиста 1946 года рождения, пенсионера, который управлял электровелосипедом AISTE-BIKE. В результате ДТП велосипедист скончался.
Велосипедистам необходимо оборудовать свои велосипеды фарами или фонарями, излучающими спереди белый свет, сзади — красный, и помнить, что по проезжей части дороги велосипедисту можно двигаться не далее 1 метра от ее правого края.
Еще одна категория участников дорожного движения, подверженная риску наезда, — гужевые повозки. Двигаясь в темноте без световых приборов и не обозначенные катафотами повозки, очень часто под управлением нетрезвых водителей, становятся объектами наездов попутного транспорта или ДТП на пересечении дорог.
Внимание: дети на дороге!
Дети являются самыми непредсказуемыми участниками дорожного движения.
— Они не осознают опасности, беззаботно выбегая на проезжую часть, иногда умышленно перебегают дорогу перед приближающимся автомобилем. А ведь самой страшной и самой трагической для нас, взрослых, является гибель или травмирование детей на дороге, — отмечает инспектор.
За 8 месяцев текущего года с участием несовершеннолетних произошло 5 ДТП, в которых 5 детей получили травмы различной степени тяжести.
— Водитель должен воспринимать появление ребенка даже у края тротуара как сигнал об опасности, объезжать его на возможно большем расстоянии и снижать скорость. Нужно проявлять повышенную бдительность при движении в зоне школ, детских площадок, дворовых территориях, — акцентирует правоохранитель.
Госавтоинспектор обращает внимание родителей и напоминает о том, что именно они в первую очередь несут ответственность за своих детей. Необходимо на личном положительном примере с самого раннего возраста воспитывать у детей навык неукоснительного соблюдения правил дорожного движения, объяснять детям последствия несоблюдения ПДД.
— Напомните детям основные правила поведения на дороге, добейтесь того, чтобы ребенок, находясь вблизи или на проезжей части не разговаривал по телефону и не слушал музыку в наушниках, так как это отвлекает его внимание, — обращается к взрослым Наталья Станкевич. — В обязательном порядке обозначьте школьную сумку, одежду ребенка световозвращающими элементами. Дорога в школу и обратно домой должна быть безопасной, а безопасность, прежде всего, зависит от самодисциплины, знания и неукоснительного соблюдения правил дорожного движения.
Инспектор убеждена: водителям и пешеходам всегда следует помнить о строгом соблюдении правил и взаимной вежливости на дороге — ведь в совокупности это является гарантией безопасности и должного порядка в сфере дорожного движения.
Валентина ДОВБЕНКО
Фото из архива Kraj.by и открытых интернет-ресурсов в качестве иллюстрации
Справочно:
Согласно ст. 18.20 КоАП Республики Беларусь
1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, — влечет наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
2. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения или состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.
3. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, повлекшее создание аварийной обстановки, — влечет наложение штрафа в размере от трех до восьми базовых величин.
4. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, а равно оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, — влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.