Опубликовано: 12 ноября 2014, 11:26
125

Молодечненский психиатр Петр Астрелин: Под моим кабинетом тоже собираются очереди (ФОТО)

О том, почему профессия психиатра стигматизирована, а с больными нужно разговаривать на их языке, 25-летний врач психиатр-нарколог Петр Астрелин рассказал в интервью Край.бай.

У него плотный рабочий график: три дня в неделю он ведет прием пациентов в Молодечненском психоневрологическом диспансере, дежуря по ночам, там же проводит освидетельствование пьяных водителей, а по четвергам принимает пациентов в Воложине. Но на интенсивный рабочий ритм Петр не жалуется и называет свою работу творческой.

В профессию Петр Астрелин пришел недавно: после окончания Белорусского государственного медицинского университета в 2013-м год проходил интернатуру в Республиканском научно-практическом центре психического здоровья. И уже в августе нынешнего года стал работать психиатром-наркологом в Молодечненском психоневрологическом диспансере. Петр живет в Вилейке, но в ближайшее время планирует перебраться в Молодечно.

Изображение 3

«С больными нужно говорить на их языке…»

По словам молодого врача, основную часть времени он работает как нарколог. В будни и по ночам дежурит в диспансере в Молодечно, куда правоохранительные органы направляют дебоширов, пьяных водителей и хулиганов. О какой-либо тенденции, по мнению специалиста, говорить не приходится.

– Бывает, что за ночь могут привезти десять человек, а бывает, что и два, – говорит он. – Хотя, конечно, в пятницу, на выходные и в праздники на освидетельствование привозят гораздо больше людей, чем в другие дни. Вообще, – замечает Петр Астрелин, – проблема алкоголизма очень у нас распространена.

На вопрос корреспондента, как врач находит подход к пациентам, он отвечает:

– Чтобы наладить коммуникацию, приходится применять разные уловки. Хотя это общеизвестно, что с больными нужно говорить на их языке. Так что, – добавляет он, – могу и прикрикнуть, если уверен, что только в этом случае человек сможет меня понять.

Изображение 2

К психиатру тоже выстраиваются в очередь

В разговоре с Край.бай Петр Астрелин замечает, что профессия психиатра в белорусском обществе «отчасти заклеймена». Поход к психиатру молодечненцам, как, впрочем, и большинству белорусов, представляется чем-то постыдным.

– Это называется стигматизация профессии, – поясняет собеседник. – В обществе есть много страхов и предрассудков, связанных с работой врачей-психиатров. Начиная со страха быть осмеянным среди друзей и знакомых после визита к врачу, заканчивая мифами, навязанными фильмами типа «Психиатрия: Индустрия смерти», который якобы раскрывает «всемирный заговор психиатров», стремящихся всех подсадить на лекарства.

По словам врача, ему сложно составить какой-то общий портрет тех, кто чаще всего приходит к нему на прием. В Молодечно к Петру обращаются пациенты всех возрастов. Среди наиболее распространенных жалоб у молодечненцев – расстройства сна, сильная тревога, апатия. Как правило, отмечает он, с такими симптомами обращаются «первичные».

– Приходя в первый раз ко мне на прием, люди, естественно, волнуются, нервничают. Но когда понимают, что проблема устранима, успокаиваются и больше не переживают. Молодые и люди среднего возраста чаще приходят с жалобами на приступы паники, тревоги, депрессивные состояния. Пожилые, – объясняет психиатр, – жалуются на возрастные изменения – ухудшения памяти и другое.

В день Петр Астрелин принимает 20-30 пациентов. По мнению специалиста, это немного: его коллеги в диспансере принимают ежедневно более 30 человек. К психиатрам, говорит молодой врач, тоже выстраиваются очереди, и тут же добавляет:

– Но на фоне потока к терапевтам, лорам или неврологам это, действительно, немного.

По словам Петра, задуматься над тем, не пора ли вам к психиатру, стоит в тех случаях, если вам кажется, что «что-то не так»: вы чувствуете себя дискомфортно, само собой это не проходит, а усугубляется и нарастает. При этом универсальным показателем расстройств такого типа, поясняет Петр Астрелин, будет нарушение сна – сон страдает в первую очередь.

Изображение 4

Врачи очень быстро выгорают

Как рассказал собеседник, за время работы психиатром-наркологом он научился отстраняться от профессии и не переносить ее в жизнь. Пока ему удается соблюдать границы: сопереживать пациенту в беседе с ним, разделять его волнения, но все это оставлять, как только закрывается дверь кабинета.

– Мне в этом плане проще, чем тем же хирургам или другим врачам, которые часто сталкиваются со смертью. От моих болезней все-таки никто не умирает. Иначе можно «сгореть». Врачи вообще очень быстро выгорают, – резюмирует он.

По признанию Петра, общаясь с друзьями, знакомыми и близкими, он не анализирует их с профессиональной точки зрения.

– Если честно, я стараюсь не лечить всех подряд, – подчеркивает он. – Хотя многие знакомые и родственники, узнав о моей профессии, стали чаще вспоминать мой номер телефона и обращаться за консультациями. Я помогаю, – говорит он, – но больше советом.

Изображение 6

Не каждый призывник назовет столицу Латвии

Один день в неделю Петр Астрелин принимает пациентов в воложинской больнице. На данный момент – он единственный психиатр в городе.

– Здесь я работаю только месяц и, наверное, еще не все знают, что кабинет функционирует. Но, – отметил он, – с каждым разом поток пациентов растет.

Во время одной из таких командировок в Воложин психиатр побывал в составе призывной комиссии. Уровень общеобразовательной подготовки призывников специалиста удивил: на свои вопросы врач порой получал неожиданные ответы.

– Оказывается, – рассказывает он, – не все призывники знают, с какими странами граничит Беларусь. Примерно один из десяти парней смог назвать столицу Латвии. Трудности, – добавляет он, – вызывают и пояснения смысла простых пословиц.

При этом, как отметил Петр, у нынешних выпускников нет тенденции «косить» от армии по линии психиатрии.

– Думаю, что большинство понимает, чем это может обернуться: впоследствии повлияет на возможность получить водительские права или станет преградой в выборе профессии.

Изображение 5

Про селфи

Недавно Роспотребнадзор назвал селфи причиной распространения вшей. Пользуясь случаем, корреспондент портала Край.бай узнала у психиатра, может ли страсть к селфи-фотографии быть признаком заболевания.

– Само по себе селфи нельзя рассматривать как симптом какого-либо психического расстройства, – ответил Петр Астрелин. – Но есть заболевания, при которых частое рассматривание себя в зеркале, в том числе селфи, в купе с другими признаками, может служить сигналом.

Изображение 7

Психиатр – творческая профессия

С выбором профессии Петр Астрелин определился еще на втором-третьем курсе: стал интересоваться психиатрией, читать соответствующую литературу и увлекся. В психиатрии молодого человека заинтересовал творческий подход к работе с пациентами.

– Я вообще считаю, что психиатр – это творческая профессия. Ведь здесь каждый пациент требует к себе индивидуального и творческого подхода. Например, – объясняет он, – приходя к терапевту, больной рассказывает о своих жизненных проблемах и волнениях. Но ему это не нужно. А для меня, – подчеркивает собеседник, – именно это и имеет значение. Иногда прием, если требуется, может длиться около 40 минут. Я чувствую себя комфортно в этой специальности. Не зря, наверное, говорят, что в психиатрии случайных людей не бывает.

Катерина СУШКО
Фото автора



Читайте также

«Театру жить и процветать!» В МОДТ торжественно открыли театральную экспозицию
29 марта в Минском областном драматическом театре прошла церемония торжественного открытия театральной экспозиции.
Права на 20 лет и техосмотр на 3 года. Какие изменения вносит новый указ?
Проведение более 200 административных процедур корректируется в Беларуси. Соответствующий указ №55 подписан 16 февраля.
Прятал наркотик в баночке из-под настойки валерианы. Суд вынес приговор
Прокуратура Минского района поддержала в суде государственное обвинение в отношении жителя столицы, которому инкриминирован незаконный оборот наркотических веществ.