Опубликовано: 08 ноября 2013, 17:55
624

Как вилейчане получили свой костел (архивные и современные фото)

Еще два десятилетия назад вилейчанам приходилось молиться у себя дома или ездить в другие населенные пункты.

Как спасали ценные иконы из вилейского храма, в чем секрет фрески на фасаде костела, почему на консекрации костела раздавался звон церковных колоколов, а на кирпичных стенах храма видны следы от пуль?

В этом, 2013-м, году жители Вилейки и прихожане Крестовоздвиженского костела празднуют его 100-летний юбилей. На протяжении всего года проходят мероприятия, посвященные юбилейной дате. Так, Край.бай писал о том, что специально к 100-летию костела был установлен десятиметровый крест, а в сентябре поздравить прихожан в Вилейку приехали митрополит Тадеуш Кондрусевич и нунций Клаудио Гуджеротти. Но костел в Вилейке появился не так просто.

Чтобы узнать, как складывалась судьба костела на протяжении века, корреспондент портала Край.бай отправилась в Вилейский краеведческий музей. Старший научный сотрудник музея Ольга Колосова рассказала порталу о том, как католики Вилейщины на протяжении полутора столетий пытались отстоять свое право на возведение храма.

Изображение 34

Начало ХIХ века – первая попытка

«Так сложилось, – поделилась она, – что католики Вилейки всегда были в меньшинстве: по численности среди жителей исторически преобладали иудеи и православные. И поэтому прихожане очень страдали от того, что они не имеют своего храма».

По словам Ольги Колосовой, первая попытка построить католический храм была предпринята еще в начале ХIХ века. Так, было выбрано красивое и живописное место – самая высокая точка в городе, или бывшая Солдатская слобода, сейчас там находится онкологический диспансер. (Примечание Край.бай: Солдатской слободой называли место, где солдаты получали участки земли и после селились). Но, как отметила Ольга Колосова, идея осталась непретворенной в жизнь.

– Дело в том, что это время припадает на восстание 1830-1831 гг., где вилейчане проявили себя активно. Оно и разрушило все планы католиков. В Вилейке действовали повстанческие отряды и работал повстанческий комитет. Восстание было подавлено царскими войсками, а на повстанцев обрушились репрессии со стороны царской власти. Из-за чего строительство костела было отложено.

Затем, по словам собеседницы Края, в 1846-м император Николай I утвердил «Нормальный проект тюремного замка в уездных городах на 100 арестантов» (Память. Историко-документальная хроника Вилейского района. – Мн.: БЕЛТА, 2003. – 227 С.) о строительстве тюремных замков в уездных городах Виленской губернии. Из числа таких уездных городов были выбраны Дисна и Вилейка. И на месте, выбранном для строительства костела, построили небольшой острог (в бывшем здании острога теперь и находится онкологический диспансер).

Чтобы помолиться в храме, вилейские католики ездили за несколько верст в деревни вокруг Вилейки. В статье «Вежы ўзняліся ў неба» в одном из белорусских католических журналов главный архитектор Вилейского района Галина Кажарнович пишет о том, что вилейские верующие были приписаны сначала к Куренецкому костелу, а потом Костеневичскому.

В 1861 году был создан приход, который насчитывал 460 человек. Его возглавлял ксендз Северин Микутович. По инициативе прихожан в 1862 году предпринимается вторая попытка строительства костела.

Вот что об этом рассказывает Ольга Колосова:

– На этот раз место было выбрано в центре города (теперь там находится здание «Беларусбанка»). Строительные работы были начаты, даже были возведены стены. Но опять случается восстание 1863-1864 годов, в котором вилейчане снова принимают активное участие. И вновь после подавления восстания начинаются многочисленные аресты и репрессии. Из-за чего строительство костела снова откладывается. И как раз в это время А. Редкин из Орловской губернии жертвует большую сумму на строительство в одном из уездных городов Виленской губернии православного храма в честь царских воинов, которые пали жертвами «на поле брани настоящего польского метежа» (цитата из архивного документа). Церковь очень быстро строят. И хотя на момент 1865 года рядом с Вилейкой был православный храм, он не вмещал всех прихожан. Поэтому из недостроенного здания костела вырастает церковь. В 1874 году ее освящают во имя Георгия Победоносца. По утверждениям старожилов города, алтарь в церкви так и остался непеределанным – таким, как в католическом храме.

Таким образом, католики города вновь остались без храма. Почти 50 лет Департамент духовных дел отказывал верующим в праве на строительство костела. Но в 1905 году Николай II издает манифест о свободе вероисповедания. И у католиков города появляется надежда на строительство католического храма.

Чтобы получить разрешение на возведение костела, Александр Любанский построил лесопильный завод

Документы о разрешении на строительство костела

Архивные документы о строительстве вилейского костела. Их архивов Вилейского краеведческого музея

Архивные документы о строительстве вилейского костела. Их архивов Вилейского краеведческого музея

– За эту работу, – рассказывает Ольга Колосова, – взялся дворянин Александр Любанский. Он был богатый и ярый католик (в состав его имения входила деревня Любань и все прилежащие деревни, а также земля, на которой стоит костел, и некоторые участки земли в Вилейке). И вот он выступает с такой инициативой, но встречает некоторые трудности: на тот момент в городе не было ни одного промышленного предприятия. В итоге, чтобы получить разрешение на возведение костела в Вилейке, прежде он должен был построить какое-либо промышленное предприятие. Поэтому в 1905 году был создан проект строительства лесопильного завода. Уже в 1906 году новый завод заработал. Вилейчанам этот лесопильный завод известен как Вилейский завод строительных деталей (торговая марка ViLARIO). Выполнив условие, Александр Любанский продолжает действия по строительству костела. Был создан специальный комитет, куда входили все богатые помещики города. Они и пригласили архитектора Августа Клейна. 9 сентября 1913 года костел был освящен.

Архивные документы о строительстве вилейского костела. Их архивов Вилейского краеведческого музея

Архивные документы о строительстве вилейского костела. Их архивов Вилейского краеведческого музея

Но в годы Первой мировой войны вилейский костел ожидали очередные испытания. В сентябре 1915 года костел был обстрелян. До сих пор, по словам Ольги Колосовой, в стенах костела есть следы пуль. Далее начинаются периоды, когда костел вообще перестает функционировать. Так с 1915-го по 1921 год костел был закрыт.

– В 1946-м костел функционировал как склад: там постоянно хранили продукты, товары, – отмечает собеседница Края. Но нужно сказать, что сильно костел не был поврежден. Конечно, были разбиты витражи, а фрески и вовсе замазали.

По ее словам, есть история, которую рассказывают старожилы города, связанная с фреской на южном фасаде костела под названием «Несение креста». Сколько ее не пытались закрасить, она все равно проявлялась. После чего советскими властями было решено забить изображение жестью. (Впоследствии фреску восстановил вилейский художник Эдуард Матюшонок). Это подтверждает и другая собеседница Края, прихожанка вилейского костела Тереза Конецкая.

Фреска «Несение креста». 2013 год

Фреска

Спустя некоторое время храм из склада превращается в концертный зал. К концу 1970-х годов (из документов Зонального государственного архива в Молодечно) в Вилейке не было ни музея, ни концертного зала. Благодаря семье художников Цитовичей в 1979-1988 гг. начинают вестись реставрационные работы в костеле, где, по оценке специалистов, в очень хорошем состоянии находился аутентичный мозаический пол. Ольга Колосова отмечает, что реставрация была проведена удачно.

«Многое было сохранено от первоначального вида костела, – говорит она. – В частности, росписи и фрески на стенах».

Реставрация в 1980-е годы

Реставрация вилейского костела в 1980-е годы

Реставрация вилейского костела в 1980-е годы

Реставрация вилейского костела в 1980-е годы

Реставрация вилейского костела в 1980-е годы

Вилейский костел до реставрации. 1970-е годы

Вилейский костел до реставрации. 1970-е годы

Вилейский костел до реставрации. 1970-е годы

Вилейский костел до реставрации. 1970-е годы

Вилейский костел до реставрации. 1970-е годы

Вилейский костел до реставрации. 1970-е годы

16 октября 1988 года состоялось торжественное открытие концертно-выставочного зала имени Никодима Силивановича с театрализованным представлением. Его первым директором была Валентина Цитович. На тот момент в городе не было Дома культуры, и это было большое событие для Вилейки.

Верующие ездили в Красное, Ригу и Вильнюс

Однако верующим по-прежнему негде было молиться. Тереза Конецкая рассказывает об этом Краю так:

– Да, действительно, храма у нас не было. Но люди находили разные способы. Я ездила в костел в д. Красное Молодечненского района, молилась, бывая в костелах Вильнюса и Риги и, конечно, дома. А еще, когда в костеле стал действовать концертный зал, то я все равно заходила в него как в храм и тихонько про себя молилась, мысленно крестилась. Надо отдать должное директору зала, на тот момент играли только очень хорошую классику.

Прихожане костела свидетельствуют, что около полутора лет в комнатах на втором этаже здания рядом с хорами регистрировали новорожденных и браки. Так костел некоторое время выполнял функцию ЗАГСа в городе.

Также Тереза Конецкая вспоминает, что среди прихожан рассказывают историю о том, как пытались уберечь Остробрамскую икону Божией Матери. Ксендз Станислав Жук, опасаясь, что многие предметы и иконы будут уничтожены советской властью, тайно вывез ее в Костеневичский костел, который не был закрыт в советское время. В начале 1990-х икона была возвращена вилейскому костелу, и сейчас находится в его алтарной части.

Как возвращали костел в 90-е

Затем стараниями прихожан и ксендза Эдмунда Довгиловича-Новицкого в 1990 году костел был передан католикам. Уже 4 марта 1990 года в костеле совершается первая Святая месса, а в июне – реконсекрация (повторное освящение) костела.

Вот что вспоминает об открытии костела Тереза Конецкая:

– К сожалению, на открытии костела мне не удалось побывать. Помню, что, проезжая мимо на автобусе, я услышала, как из костела раздавалось пение. И подумала: «Боже, какая красота!»

Другая собеседница Края Генриетта Козак в то время вела записи, в которых сохранились заметки и о многочисленных попытках вилейских католиков вернуть костел, и о торжественном дне открытия. Так, по ее словам, на открытии костела присутствовал тогда епископ, а сейчас архиепископ Митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич.

– Чтобы вернуть костел, в начале 1990-х Марина Рыжевич организовала группу инициативных прихожан, которые неоднократно писали письма в вышестоящие инстанции с просьбой возвратить костел, ходили на встречи в горсовет, где им все равно отказывали. Просьбы прихожан даже публиковались в местной газете. И вот однажды на службе в Костеневичском костеле ксендз Эдмунд во время мессы сказал о том, что он знает о стремлениях католиков Вилейщины и готов помочь им в этом.

Как рассказал Kraj.by декан Молодечненского деканата ксендз-прелат Эдмунд Довгилович-Новицкий, в 1984 году его, латыша, выпускника Рижской семинарии 1978 года епископ Риги Юлиан Вайвас назначил настоятелем прихода в д. Долгиново на Вилейщине. Потом его направили также одновременно в Илью, Костеневичи, Ольковичи (Вилейский район), Волколату (Докшицкий район), Красное, Лебедево, Радошковичи, Полочаны (Молодечненский).

В 1980-е католические храмы мало где были открыты, священников было еще меньше. Семинария для тех, кто хотел стать священником, действовала только в Риге. На весь Советский Союз было три католических епископа: один – в Латвии, два – в Литве. Работы было очень много, священник едва успевал доехать везде. Вспоминает, как однажды в Волколате в один день было 23 крещения: люди приезжали в эту обитель из Глубокого, Постав, Шарковщины, ведь там не было священников.

Верующие из Вилейки приезжали в Долгиново, Илью, Костеневичи. В 1990 году они обратились к ксендзу Эдмунду с просьбой помочь вернуть костел. Было время политической «оттепели», первых шагов возвращения к вере, и вилейчане решили попробовать. Написали письмо уполномоченному по делам религии при Совете Министров БССР. На что пришел ответ за подписью первого секретаря Минского обкома партии, что государство вложило слишком много денег в реконструкцию здания костела для функционирования в нем ЗАГСа и Дворца искусства.

По словам ксендза Эдмунда, вилейчане решили писать в Москву. Но, как оказалось, многое зависело в то время от конкретных людей. Некоторые продолжали коммунистическую линию, кто-то уже смотрел вперед. Так, верующим решил помочь первый секретарь Вилейского райкома партии Иван Коротченя, который позже стал депутатом Верховного Совета БССР, а потом ответственным секретарем СНГ, и сейчас живет в Москве. Он разрешил католикам молиться в костеле. Какое-то время они соседствовали с ЗАГСом, пока не нашлось для госучреждений нового помещения.

В 1990 году на реконсекрацию храма приехал Тадеуш Кондрусевич, который два месяца как был назначен епископом – первым в современной истории Беларуси после завершения коммунистического времени. В храме был заново установлен алтарь, который нужно было также освятить.

На реконсекрацию прибыло много верующих со всей округи, в том числе из Молодечно и Минска, так как это было большое событие в то время, когда к храмам добирались за многие километры. В Молодечно, например, костел открылся только в 1997 году. Строительством нового молодечненского храма занимался также кс. Эдмунд Довгилович-Новицкий. В 1998 году его направили на сохранение исторического наследия Радзивиллов в Несвижский костел, потом он снова вернулся в привычный ему за много лет Молодечненско-вилейский регион. За долгую и плодотворную работу в трудных условиях священник получил от Папы Римского Иоанна Павла II титул прелата.

Но это было позже. А тогда, в феврале 1990-го, по словам Генриетты Козак, на встречу с властями города ксендз Эдмунд Довгилович приехал с епископом Тадеушем Кондрусевичем. Когда собеседница Края глядит на свои записи, не может сдержать эмоций, и на ее глазах выступают слезы.

– Ксендз и бискуп вошли в здание горсовета, а прихожане собрались на ступеньках у здания и молились. Потом дебаты и обсуждения переместились в костел. И вот к марту 1990-го из костела вывезли все картины и музыкальные инструменты, оставив только лавки. Знаете, когда костел открывали, в нем даже не было алтаря. Заново создавал алтарную часть и исповедальню мастер из д. Полочаны Молодечненского района Роман Стужинский.

Вскоре был создан костельный комитет, секретарем которого стала Тереза Макарова, а председателем – органист Иосиф Балаш. Вспоминая день открытия костела, Генриетта Козак отмечает, что на него пришло очень много людей. Но еще больше людей собралось на реконсекрации костела.

– Это было 6 июня. Людей было очень много. Я помню, что в этот день были переполнены все улицы. И вы знаете, в храме на тот момент не было колокола, скорее всего, в советское время он был снят. В этот праздничный и важный для католиков города день раздавался звон церковных колоколов.

Реконсекрация вилейского костела Воздвижения Святого Креста. 6 июня 1990 года

Реконсекрация вилейского костела Воздвижения Святого Креста. 6 июня 1990 года. Фото из личного архива ксендза Эдмунда Довгиловича-Новицкого

Реконсекрация вилейского костела Воздвижения Святого Креста. 6 июня 1990 года. Фото из личного архива Ольги Рудницкой

Есть мнение, что у костела должно было быть две башни, и одна по неизвестной причине осталась недостроенной. На что Генриетта Козак возражает.

– Нет, это не так. Вторая башня не была предусмотрена. Если вы посмотрите на фундамент костела, то увидите, что под башней с острым шпилем и тем местом, где, как говорят, должна была быть вторая, он совершенно разный. Основание под «недостроенной» башней не предполагает такой нагрузки.

Современность

Вилейский костел Воздвижения Святого Креста. Фото из архива костела

Вилейский костел Воздвижения Святого Креста. Фото из архива костела

Вилейский костел Воздвижения Святого Креста. Фото из архива костела

Вилейский костел Воздвижения Святого Креста. Фото из архива костела

Вилейский костел Воздвижения Святого Креста. Фото из архива костела

Вилейский костел Воздвижения Святого Креста. Фото из архива костела

Вилейский костел Воздвижения Святого Креста. Фото из архива костела

Вилейский костел Воздвижения Святого Креста. Фото Катерины Сушко, Kraj.by

Вилейский костел Воздвижения Святого Креста. Фото из архива костела

История, жизнь вилейского костела Воздвижения Святого Креста. Фото из архива костела

История, жизнь вилейского костела Воздвижения Святого Креста. Фото из архива костела

История, жизнь вилейского костела Воздвижения Святого Креста. Фото из архива костела

Новая плебания (приходской дом) рядом с костелом

История, жизнь вилейского костела Воздвижения Святого Креста. Фото из архива костела

Со дня открытия костела прошло более 20 лет. В разговоре с Краем Тереза Конецкая отмечает, многие прихожане, чьими стараниями был открыт храм, уже ушли из жизни. А за время действия прихода сменилось несколько священников. На смену Эдмунду Довгиловичу-Новицкому пришел Юрий Кособуцкий, после чего в костеле служил Олег Мурзич, а сейчас настоятелем является ксендз Александр Барило. По ее словам, костел сильно изменился с тех пор.

– Да, со времени открытия храм очень изменился, и это не может не радовать. Ведь вы посмотрите, на мессах в выходные дни он полон. Очень много деток, молодежи, и, что особенно приятно, среди прихожан очень много зрелых семейных пар. Люди изменились, ведь теперь можно приходить в костел и не опасаться, что это негативно отразится на твоей карьере, судьбе твоих близких и родных. На днях я перечитывала письмо ксендза из костела в Костеневичах своим кузинам, датированное концом 1980-х. В нем он отмечает, что вне костела он одинок. Потому что та небольшая горстка интеллигенции, с которой он бы мог найти общий язык, опасается общаться с ним. И он понимает, почему, потому что «время такое». Но при этом он оставался глубоко уважаем этими людьми. Сейчас у прихожан есть возможность посещать храм и не бояться последствий. Если бы меня спросили, чего я желаю нашему костелу, то я бы ответила так: пусть у него будут прихожане, которые бы истинно верили и жили по заповедям Божьим. Тогда и во всем мире было бы больше радости и любви.

Портал Край.бай выражает благодарность в подготовке материала Ольге Колосовой, Терезе Конецкой и Генриетте Козак.

Катерина СУШКО, Ольга РУДНИЦКАЯ
Фото из архива Вилейского краеведческого музея, костела Воздвижения Святого Креста, личного архива ксендза Эдмунда Довгиловича-Новицкого, а также фотографии корреспондентов Kraj.by.

Оригиналы планов и документов, связанных с историей костела, хранятся в государственном историческом архиве Литвы, копии – в Вилейском краеведеческом музее.

Читайте также

В Молодечненском районе за нарушение скоростного режима привлечено 743 водителя. ГАИ объявило акцию «Скорость»
На территории Молодечненского района с 11 по 15 сентября ГАИ проведет профилактическую акцию «Скорость».
В деревне под Мяделем пьяные парни разбили стекла и повредили кузов чужого “Фольксвагена”
27 августа суд Мядельского района вынес приговор двум сельчанам.
Игорёк и все-все-все. Борисовский форвард Игорь Монич мстит «Лиде» за прошлый сезон, вырывает у нее три очка и купается в любви молодечненцев
19 минут понадобилось борисовскому легионеру футбольного клуба «Молодечно» Игорю Моничу, чтобы сотворить то, что вся команда не смогла сделать на протяжении двух таймов игры с «Лидой». А именно – забить гол и вырвать победу со счетом 1:0. Игра проходила 31 августа в городе солнца.