Дорогие услуги ЖКХ, разбитые дороги, жилищные вопросы. На что жаловались и чего просили в 2016-м жители Минской области?
Письменные, электронные, телефонные – 7 608 обращений жителей центрального региона поступило в 2016 году в Минский областной исполнительный комитет.
Анализ обращений граждан, как комплексное обследование, дает четкую картину: каким был прошедший год. Что больше всего волновало людей, на какие аспекты стоит обращать больше внимания в году наступившем?
Дорогие услуги ЖКХ, разбитые дороги, земельные споры, жилищные вопросы… На что жаловались, чего просили и требовали жители центрального региона – mlyn.by рассказала начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Миноблисполкома Оксана Таранда.
Неиссякаемый поток
– Жаловаться стали не меньше, но смотря с чем сравнивать. Мы можем посмотреть статистику, как складывалась ситуация лет 10 назад. В 2006 году принято к рассмотрению 5 061 обращение. В 2014 году – 6 654, в 2015-м – 6 458. Но не надо забывать про 1 289 обращений на прямые телефонные линии в минувшем году. Это особая форма работы: человек не пишет заявление, а просто рассказывает о своей проблеме.
В прошлом году 43% – почти половина – заявлений касались вопросов жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. Часто и во время «прямых линий » эти вопросы звучали, они были и объективными и иногда немного с повышенными запросами. Больше стало обращений по содержанию, ремонту и строительству дорог. Их поступило за год 681. Получилось, что их на 110 больше, чем в 2015 году.
Остановки по требованию
Раньше у нас такой проблемы вообще не было, а в минувшем году мы зарегистрировали 84 заявления об отмене остановочных пунктов общественного транспорта. В основном – от жителей Минского района. По требованию Минсктранса остановочные пункты были отменены там, где они не были оборудованы: нет полосы разгона, нет возвышающейся плиты, нет павильона, лавочек и даже знаков, которые необходимо устанавливать. Это, как и строительство дорог, связано с финансовыми затратами, и в один день сделать нереально. Поэтому люди, конечно, часто обижались, что им приходится идти пешком за 1,5-2 км туда, где остановочные пункты оборудованы. Хотя во многих местах новые остановки все же делали. Например, у нас был период, когда около 1 000 дачников-садоводов на переезде от станции Радошковичи до городского поселка Радошковичи лишились остановок. По требованию одного из заявителей, по многочисленным его жалобам их полностью отменили на протяжении 10 км. Людей предупредили об этом заранее и они встали перед выбором: или сразу идти пешком от станции Радошковичи, или как-то иначе добираться. Огромный шквал звонков был тогда на «прямые линии», много писем было от недовольных людей. Понятно, что не все могут ездить на машинах, не у всех есть личный транспорт. Приходилось с этим работать. Облдорстрой тогда оперативно сделал временные остановочные пункты: подсыпал песок, положил плиты — чтобы автобусы имели возможность останавливаться. Случай интересен тем, что вся эта ситуация сложилась даже не из-за требований Минсктранса, а из-за жалоб одного гражданина.
Разжиревшие жировки
Все знают, что изменилось законодательство в сфере оплаты коммунальных услуг. Было внесено изменение в постановление Совета Министров №571 от 12 июня 2015 года, которое начало действовать в 2016 году. Люди получили новые жировки с большим ростом платы за услуги, которые им оказывали. Изменился и порядок оплаты. Об этом тогда очень много писали и мы даже просили, чтобы через газеты людям сообщали, как теперь они будут платить. Но не могу сказать, что эта проблема разрешена до конца и сегодня. Люди по-прежнему присылают свои обращения и пишут, что плата очень возросла. Что касается товариществ собственников и жилищно-строительных кооперативов, где тоже вводятся дополнительные платные услуги, то люди спрашивают: правильно ли это? Закономерно? Можно это делать или нет? Как рассчитывать эти услуги? Постоянно об этом пишут, и большинство таких заявлений из Минского района. Потому что там самое большое количество таких объединений, но и из других районов обращений поступает не меньше. Но там основной вопрос – дорого, слишком высокая цена. И с этим нам тоже приходится работать.
неПоложенные субсидии
Сейчас к проблеме оплаты услуг ЖКХ присоединилась проблема их субсидирования. Городские и районные исполкомы определены операторами, которые собирают данные для назначения этих субсидий. Собирают сведения для их представления в основном жилищно-коммунальные организации. Но жилищные кооперативы против этого возражают и требуют, чтобы им также было дано право присоединиться к системе «Расчет ЖКУ» и самим подавать данные в райисполком для назначения безналичных жилищных субсидий. Размеры субсидий определены. Они довольно небольшие – об этом тоже много писали СМИ. И хочу отметить, что в прошедшем году очень много печатными изданиями и электронными было проведено разъяснительной работы с населением именно по этим вопросам. Но люди все равно до конца не понимают систему, а все, что непонятно, всегда вызывает массу обращений в государственные органы. Поэтому у нас много обращений как от граждан, которые не знают, куда им еще обращаться, так и от председателей и бухгалтеров кооперативов. Но это административная процедура. Заканчивается она принятием решения райисполкомом и для того, чтобы назначить субсидию, нужно собрать ряд сведений из различных источников для того, чтобы определить все доходы человека и возможность назначения ему субсидии. Этим занимаются отделы жилищно-коммунального хозяйства райисполкомов, коммунальные организации.
Что-то новенькое
У нас появились еще две новые темы, которые мы в прошлом году ввели именно по вопросам коммунального и дорожного хозяйства. Первая – вывоз мусора. Раньше мы как-то эту тему рассматривали в общих вопросах. В минувшем году решили выделить, потому что уж слишком часто люди об этом пишут и говорят. В основном – дачники или граждане, не проживающие постоянно в жилых домах или квартирах, которые им принадлежат, жалуются, что с них взимают плату за вывоз мусора. Но законодательством определено: услуга по вывозу твердых коммунальных отходов — основная, которую оказывает жилищно-коммунальное хозяйство. Причем – обязательная. А всякие разговоры о том, что мы там редко бываем, бумажки собираем, сжигаем… На самом деле мы понимаем, что завалы, которые образуются вокруг деревень и других населенных пунктов, появляются не сами по себе. Это люди их оставляют на дорогах, в лесах… 43 обращения мы зафиксировали, но отдельно эту тематику мы ввели только в середине 2016 года. Конечно, этих заявлений гораздо больше. Потому что люди и пишут, и на приемы личные приходят по этому поводу, и звонят. Услуга на самом деле недорогая. Я думаю, что билет от Солигорска или от Любани, от любого райцентра, откуда приезжают жаловаться на вывоз мусора, стоит гораздо дороже, чем плата за эту услугу. Люди пользуются своим правом на обращение, которое дает им закон.
Управа на управу
Еще дну новую тематику в прошлом году ввели – жалобы на деятельность органов управления жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников. Это тоже вынужденная мера, которую мы предприняли для того, чтобы анализировать эти обращения. Чтобы понять, о чем идет речь, какие меры в дальнейшем предпринимать. Законодательство предусматривает, что исполнительные комитеты осуществляют контроль за деятельностью жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников. Как это на самом деле происходит – не определено. У исполкомов есть только право, например, назначать внеочередные собрания. Что касается ЖСПК и ТС, то здесь появилось новое право: назначать уполномоченных по управлению имуществом в том случае, если они не избирают сами председателей или предлагают для согласования такую кандидатуру, которая исполком ни в коей мере не устраивает. Но люди все время обжалуют решения председателей, бухгалтеров… В основном — по начислению тех же платежей за услуги ЖКХ, а так же по решениям собрания об установке шлагбаума или видеонаблюдения, работ по благоустройству, озеленению, уборке подъездов, сбору средств на это… То есть практически любое действие подвергается сомнению со стороны жителей тех или иных домов. Есть, конечно, факты нарушений. Райисполкомы должны были провести учебу для председателей и бухгалтеров, чтобы объяснить им: как правильно действовать в новых условиях. Учебы такие проведены — это факт. Но, наверное, не все всё поняли…
Невозможное – не возможно
Бывают случаи, когда что-то предпринять просто не представляется возможным. Например, в Молодечно жители давно обращаются, еще с 2009 года. Жалуются, что в одном из домов, построенном еще в 50-е годы, условий для проживания практически нет. Этот двухэтажный жилой дом, но все удобства находятся на улице. То есть, водопровод, туалет.. Некоторые установили себе какие-то блага цивилизации, но все стоки сливаются по каким-то непонятным трубам – нет нормальной канализации. Люди пишут: сделайте нам, пожалуйста, капитальный ремонт. Местные власти, посмотрев на эту проблему, перед «Дажынкамі», которые проходили в Молодечно в 2011 году, отремонтировали там крышу, снаружи облагородили. А как переделать внутри – непонятно. Люди жалуются. В прошлом году, чтобы сырости не было, там сделали отмостку, короба водоотводящие, но выполнить ремонт и создать все удобства нереально. Дом признан пригодным для проживания, но не соответствует санитарно-техническим нормам. Тем не менее сделать ремонт, который хотят люди, невозможно. Единственный вариант – дом расселять, делать внутри перепланировку. В результате количество квартир, естественно, уменьшится, потому что там нет приспособленных помещений для санузлов.
Свои крепости
Нужно сказать, что число обращений по жилищным вопросам значительно сократилось. Их стало гораздо меньше, потому что в Минской области ежегодно вводится более миллиона квадратных метров. В прошлом году, например, 14 домов построено по государственному заказу, 19 жилищно-строительных кооперативов. В результате число обращений сократилось на 26%. Нас это радует, потому что раньше члены жилищно-строительных кооперативов были нашими постоянными посетителями. Мы часто с большим трудом могли им разъяснить, как и когда завершится строительство их домов. Было огромное количество жалоб на действия председателей райисполкомов по финансированию, по включению в список на строительство, по площади квартир… В минувшем году у нас по ЖСПК было всего 98 обращений, а в прежние годы их было по полтысячи и более.
Законное «мое»
Было много обращений – особенно в первом полугодии – по вопросам приватизации или купли-продажи жилья. Особенно по приватизации, потому что срок подачи заявлений завершился 30 июня 2016 года. Люди до конца года еще обжаловали стоимость жилья, которое им предлагалось приобрести и в котором они прожили много лет. Жители домов, которые находятся в сельской местности, те, кто хотел выкупить эти дома и на приемы часто приходили. Говорили, что не согласны с условиями, просили предоставить рассрочку или просили продать, если им было отказано в праве покупки. Сейчас это урегулировано законодательно на республиканском уровне, поэтому здесь вопросов, я думаю, возникать не должно. По приватизации у нас поступило в прошлом году 433 обращения – на 32 меньше, чем за 2015 год.
Земля в законе
Третья тема, традиционно самая актуальная, – вопросы землепользования. Количество обращений, поступивших в прошлом году, – 901, это 12% от общего числа обращений. А раньше было 14-15%. Обращений стало меньше, потому что изменилась ситуация: вступили в силу многочисленные изменения в действующем законодательстве. Например, по садоводческим товариществам – о прекращении их формирования, о создании аукционной 50-километровой зоны вокруг Минска и другие. Результат – обращений стало меньше. Если сравнивать, то в 2015 году было 1 073 заявления, а в прошлом – 901. На 172 жалобы меньше. В основном, конечно, люди обращаются по вопросам землепользования в сельской местности. В большинстве случаев по земельным спорам: те самые сотки, метры и даже сантиметры, которые делятся между соседями, родственниками, переходят по наследству. Интересуются часто, как изменить целевое назначение участка. Это законодательством запрещено, но люди все равно на что-то надеются и пишут, каждый раз рассказывая о своих каких-то особых условиях, которые у них якобы есть. Но законодательство ведь едино для всех: и в тех случаях, когда они обращаются напрямую к председателю облисполкома, и когда они идут в землеустроительную службу – им объясняют одно и то же. Если участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства или огородничества, а человек возводит на нем дом, результат будет один: дом будет снесен по решению суда.
Есть над чем подумать
Есть заявитель, который присылает в наш адрес благодарности: по семь в день бывает. Есть товарищ, который гордится своим рекордом: 10 600 жалоб в Миноблисполком. В прошлом году оставлены без рассмотрения по существу 73 обращения. Поступило 25 заявлений от граждан, переписка с которыми прекращена. К сожалению, появляется все больше людей, которые делают подачу жалоб смыслом своей жизни. Они есть практически в каждом районе. Даже если человек высказал свое мнение в двух строчках, чтобы составить ему ответ, уходит очень много времени: надо просматривать нормативные акты, уточнять детали в различных государственных органах, выяснять обстоятельства. Люди редко задумываются о последствиях своих действий. Есть много обращений, которые уже рассмотрены в судах. То есть: суд поставил окончательную точку. Вплоть до того, что дело рассмотрено уже и в апелляционных инстанциях – вплоть до Верховного суда. Но люди все равно надеются, что если они напишут в облисполком, то председатель примет решение в их пользу. Власть сильна только там, где она следует закону.
Дополнительная информация
В 2016 году в Минский областной исполнительный комитет поступило 5 648 обращений. Это 87% от количества зарегистрированных в 2015-м. Кроме этого, были рассмотрены и даны ответы на 1 289 звонков на телефонные «прямые линии» с руководством центрального региона. В предыдущем году – на 68 больше.