Премьеру спектакля-концерта готовит молодечненский драмтеатр к 27 марта
В пьесе «Прощай, конферансье!» задействованы почти все актеры Минского областного драматического театра в Молодечно, и у каждого из них будет свой музыкальный номер.
Пьесу ставит режиссер Белорусского государственного академического музыкального театра Анастасия Гриненко.
Накануне премьеры, которая состоится 27 марта, корреспондент Края узнала у режиссера-постановщика о чем будет спектакль, что думает режиссёр о молодечненских актерах и почему все будут петь вживую.
- Анастасия, расскажите, что готовится для молодечненского зрителя?
- На самом деле «Прощай, конферансье!» очень замечательная пьеса. Была она когда-то специально написана для театра сатиры в Москве ко Дню Победы. Ее создал талантливый автор, известный драматург Григорий Горин, который не мог сделать плохо. Эту пьесу в свое время поставил Андрей Миронов и сыграл главную роль. Также в этой роли играл Михаил Державин.
Этот спектакль посвящен фронтовым концертным бригадам, которые ездили на фронт с концертными программами. Многие погибали на войне. По сути, артисты не умеют воевать, они умеют только петь. А на войне вроде как песни и не нужны. Но своим творчеством артисты поддерживали людей, вселяли в них веру и силу. Эта пьеса идет на небольших сценах России, а в Беларуси, я думаю, она еще не ставилась.
- Что повлияло на постановку спектакля в Молодечно?
- Я очень давно мечтала поставить эту пьесу, еще, когда я первый раз ставила в молодечненском драмтеатре спектакль «Тетушка Простуда и Новый год» в 2007 году. Именно тогда мне показалось, что в этом театре постановка может получиться. И когда сейчас Юрий Павлович попросил поставить спектакль к праздникам, на выбор предложила несколько пьес, в том числе «Прощай, конферансье!». И я очень обрадовалась, когда он выбрал именно ее. Для меня не так привычно ставить драматическое произведение, но надо отдать должное артистам. Они у вас очень профессионально работают. Уровень артистов на самом деле очень хороший.
- Кто задействован в пьесе?
- Заняты практически все артисты театра. Жанр «пьеса-концерт» предполагает множество музыкальных и танцевальных постановок. Все артисты поют, танцуют, у каждого есть свой музыкальный номер.
- Актеры будут петь вживую?
- Да. Это достаточно сложная задача для драматических артистов, и петь, и танцевать одновременно. Некоторые сопротивлялись вначале, предлагали записать фонограмму, потом увлеклись, начали работу, почувствовали, что все получается. Почему я была за живое исполнение? Когда пьеса ставилась на сцене впервые, не было фонограмм, тогда артисты пели по-настоящему, и плакали по-настоящему. Захотелось не сфальшивить и исполнить все вживую.
- Расскажите, какие композиции исполнят актеры?
- Мы взяли музыку 30-40-х годов, а также современную, посвященную теме войны. Прозвучат замечательные ретро-песни: «В парке Чаир распускаются розы», «Ой, цветет калина», «Пилоты», «Давай закурим», «Утомленные солнцем» и др. Это песни, которые поют с душой. Также Елена Атрашкевич, композитор постановки, написала свою музыку к спектаклю и стилизовала ее под сороковые. Были сделаны современные аранжировки военных песен.
- Анастасия, кто сыграет главную роль Конферансье?
- Сергей Корзей. И он, наверное, вкладывает в это что-то личное. У него есть опыт ведения концертов. Это на самом деле сложнейшая роль, на нее ложится самая большая нагрузка в спектакле. От Сергея зависит, наверное, 80% успеха спектакля. Практически, нет ни одной сцены, кроме музыкальных номеров, без Конферансье. Сергею нужно все время быть на сцене. Чувствую, ему не раз придется менять рубашки.
- Кого из актеров Вы бы еще выделили?
- У нас артисты играют несколько ролей, поскольку театр маленький, и в каких-то массовых сценах им приходится играть и маленькие роли. Прием «спектакль-концерт» позволяет это делать. Мне очень нравится артистка Елена Рахмангулова, которая играет жену Конферансье. Где-то она выходит в массовых номерах и играет не менее ярко. Она очень меня впечатлила. Елена играет так, как будто это все происходило с ней. Она вышла на сцену на первой репетиции и сделала так, что хоть завтра можно играть премьеру. Артистка очень меня поразила готовностью и профессионализмом, своей внутренней пластичностью.
Потом Ирина Камышева, которая играет Певицу. Она главная вокалистка в спектакле. Аккомпаниатор и Певица – это влюбленная пара. У Александар Пашкевича - роль Аккомпаниатора, при этом он сам играет на аккордеоне. Не в каждом театре есть артист, который может и на инструменте играть, и петь, и танцевать, и роль исполнять. Так вот. У автора не прописано, как они должны себя вести на сцене, но ребята отлично играют. Они останутся ярким пятном в спектакле.
У нас есть молодая героиня – Вера, в исполнении Аллы Цирук. Персонаж - это маленькая девочка-подросток, которая приходит на концерт и встречается с конферансье. Это такой, знаете, закрытый, «колючий» подросток, который никогда не улыбается. А потом она меняется от общения с конферансье, который учит ее шутить. Попадая на войну, она сама начинает поднимать всем настроение, смеется, когда нужно плакать, и в конце совершает подвиг, но не буду рассказывать какой. Я первый раз работаю с Аллой Цирук, и мне кажется, что она очень перспективная актриса. Внимательная, много берет. У нее не раскрыты все внутренние таланты, но есть очень большой потенциал.
Наш «главный злодей» Алексей Карпец играет немецкого конферансье Отто. Во втором акте будет дуэль двух мирозданий, двух конферансье - нашего советского, душевного, чистого, у которого шутки интеллектуальные, и немецкого, где юмор ниже плинтуса. Наш верит, что своим искусством помогает людям, а немецкий просто продает свое творчество за деньги. Перед Лешей стоит сложная задача сыграть немца, чтобы это был не штамп, чтобы постичь глубину персонажа. Кстати, у него будет очень яркий музыкальный номер, который написала Елена Атрашкевич.
На самом деле все ваши артисты яркие. Фещенко и Чеченев (роль Поливанова – заслуженного артиста драмтеатра) когда выходят на сцену - это выходит просто море обаяния. Они оба прекрасно поют. Я думаю, женщины будут в восторге, когда прозвучит песня «В парке Чаир распускаются розы».
- Какая Вы в работе как режиссер?
- Я как правило всегда знаю, что должно быть. Вижу весь спектакль в целом. Но стараюсь идти от артистов, от их психологии, от их индивидуальности. Я стараюсь, чтобы артисты были достаточно свободными, но если нужно, могу «включить авторитарность». Однако я все равно больше за творчество.
- Как Вам атмосфера молодечненского театра?
- Я всегда говорила, что здесь душевный, знаете, такой семейный театр. Все переживают за общее дело, начиная от директора, заканчивая завхозом. Люди не равнодушны, и это приятно. Нет атмосферы недоброжелательности. Здесь достаточно комфортно работать всем, что, в принципе, бывает далеко не во всех театрах.
- Говорят, что Ваш режиссёрский почерк отличается современным и актуальным подходом к театральному искусству. В чем проявится современность в этой пьесе?
- Эту историю мы расскажем, глядя из нашего времени. Планируем использовать проекцию с ретро-кадрами, чтобы погрузить зрителя в военную атмосферу. Я уже говорила про современные аранжировки... Вообще, это нужно посмотреть и понять, сложно рассказать, как будет.
- На какие даты намечена премьера?
- 27, 28 и 31 марта. Также спектакль будет идти в апреле и мае. Мы делаем премьеру ко Дню театра. Это же история про артистов. Но это и военный спектакль. Поэтому его постановка приурочена и к 9 мая.
- Как бы Вы пригласили зрителя в молодечненский драмтеатр на премьеру спектакля-концерта «Прощай, конферансье!»?
- Знаете, спектакли про войну - довольно сложные. А наш достаточно легкий, интересный и трогательный. Мы добиваемся такой искренности, какая была между людьми в то время. Я думаю, каждый найдет в нем что-то для себя и не пожалеет, что пришел.
Подробнее о Анастасии Гриненко можно прочитать ЗДЕСЬ.
Алёна СПИРИДОН