Режиссер Виталий Барковский об актерах молодечненского театра: У них еще горячий нос (ФОТО)
30 сентября в Минском областном драматическом театре состоится премьера спектакля по повести Федора Достоевского «Дядюшкин сон». Комедия откроет 25-й театральный сезон МОДТ в Молодечно.
Постановкой спектакля занимается именитый режиссер, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский, сценографию выполняет главный художник Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа (Витебск) Петр Анащенко, пластику ставит Диана Юрченко.
Виталий Барковский и Петр Анащенко во время репетиции
Справка: Виталий Михайлович Барковский родился 1 января 1947 года. В 1969 году окончил Белорусский театрально-художественный институт (курс Д. Орлова). В 2000 году получил звание заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь. Победитель и лауреат около 15 международных и отечественных фестивалей. Поставил более 70 театральных спектаклей. В течение долгого времени был художественным руководителем Витебского драматического театра им. Я. Коласа. В настоящее время является главным режиссером Смоленского драматического театра им. А. Грибоедова.
www.kino-teatr.ru
Накануне открытия юбилейного театрального сезона Виталий Барковский в интервью Край.бай рассказал о готовящейся премьере и о команде молодечненских актеров.
«Дядюшкин сон» стал четвертым спектаклем, который мэтр ставит для молодечненского театра. В копилке МОДТ – поставленные Барковским «Любовь по-итальянски», «Ищу настоящего мужчину», «Полонез на прощанье».
Несмотря на то, что режиссер живет в России, он находит время, чтобы вырваться на репетиции в МОДТ. Во времена таких приездов он живет в Молодечно.
Виталий Барковский
По словам собеседника, уже прошло около 30 репетиций. И в том, что к 30 сентября постановка будет готова, режиссер не сомневается.
На вопрос корреспондента, что тянет именитого режиссера в Молодечно, он ответил:
– Родина всегда возвращает человеку нечто большее, чем просто географическое пространство. Всегда лучше быть на Родине и делиться накопленным опытом. Думаю, у меня была какая-то внутренняя необходимость быть здесь. В Молодечно я уже работал и поэтому всегда с удовольствием принимаю предложения о сотрудничестве.
«Зачастую у молодых трупп, а молодечненская труппа еще совсем молодая, есть нечто такое, чего нет у больших театров. Актеры молодых трупп – это все-таки команда или, как мы в студенчестве говорили, банда».
По словам Виталия Барковского, его увлекает работа с новыми труппами. Для режиссера – это возможность взглянуть на привычные вещи под новым углом. Актеры молодых трупп охотнее идут на эксперименты и в хорошем смысле эпатируют публику.
– Зачастую у молодых трупп, а молодечненская труппа еще совсем молодая, есть нечто такое, чего нет у больших театров, – говорит заслуженный деятель искусств. – Да, в больших театрах есть великие актеры, но при этом присутствуют какая-то заштампованность, определившиеся вкусовые, психологические стандарты, за рамки которых актеры не готовы выйти. Тогда, как актеры молодых трупп, возможно, еще не чувствуют уверенности в успехе, который они могут получить. Говорят, у многих сложившихся трупп иногда нос уже холодный. В этом смысле у молодечненской команды еще «горячий нос» – я это вижу и чувствую. Это все-таки команда или, как мы в студенчестве говорили, банда.
Виталий Барковский признается, что особых требований к молодечненским актерам у него нет.
– У меня требования самые нормальные и обычные, по делу. Станиславский – это все же основа основ и никуда от этого не деться. Есть общий культурный уровень труппы, на который я всегда ориентируюсь и работаю исходя из него.
Что касается выбора пьесы Достоевского, то его, отмечает Виталий Барковский, определил состав актеров театра:
– Почему Достоевский? Здесь есть на «Сон» актеры. Понимаете, Достоевского очень сложно ставить. Тем более, что он до конца сам не определился, фарс этого у него, или водевиль, или комедия. Мы с актерами определили ее для себя как комедию мордасовских нравов. Хотя до этого ее никто не заявлял как комедию. И мне кажется, у нас все получается.
Во время работы над декорациями на сцене МОДТ
Главное, что актеры и режиссер спектакля хотят донести зрителю, это «желание утверждать жизнь».
– На премьере зритель сможет в очередной раз понять, как сложна человеческая природа. Как сложно все то, что связано с традициями в оценке человеческих поступков, заблуждений, конфликтов, словом, все то, что является неотъемлемой частью развивающейся личности. Достоевский начинает с сомнений, протестов, с противоречий, но затем потихонечку приводит все в норму. И из всего этого месива обид, несостыковок, озарений мы выбираем для зрителя главное – есть Бог и есть вы на этой земле. Молитесь и говорите: великое благо явиться на этот свет и постичь его в том числе и через обиды. Как говорится, через мучения, но к свету.
Катерина СУШКО
Фото автора