Мастер сцены Минского областного драматического театра Борис Донин отметит юбилей
Он рассказывает анекдоты коллегам перед спектаклем и жалеет, что отказался в школе учить белорусский язык. Его любимая роль – Дед Мороз, а на 70-летие он сыграет холостого глупца.
Накануне юбилея корреспондент Край.бай встретилась с мастером сцены Минского областного драматического театра Борисом Ильичом Дониным. Это человек, который стоял у истоков основания профессионального театра в Молодечно.
В его копилке десятки почетных грамот и благодарственных писем от Министерства культуры, отделов культуры Миноблисполкома и Молодечненского райисполкома; диплом лауреата фестиваля «Молодечненская сакавица-99» за роль в спектакле «За закрытыми дверями» Ж. П. Сартра; диплом Белорусского союза театральных деятелей за вклад в развитие театрального искусства Беларуси.
31 января Борису Донину исполнится 70 лет. В беседе актер рассказал Краю про любимые роли, курьезные случаи на сцене и планы на юбилей.
- Борис Ильич, расскажите, как вы стали актером?
- Я в юности не думал о театральной карьере. Только недавно я узнал, что моя мама была ведущей актрисой в театральном гуртку, который существовал в Вилейке. Наверное, у меня есть какая-то наследственность. Но на актера я нигде не учился и в театр попал случайно.
Когда служил в армии, у нас проходил смотр-конкурс, посвященный Дню Победы. И у ведущего нашей агитбригады накануне выступления пропал голос. Вот тут-то мне и приказали выйти на сцену вместо него. Голос у меня был звучный. И вот стоит хор – и я наверху читаю стихи, до сих пор помню их наизусть: «Хотят ли русские войны…».
Мы заняли первое место. Мне сразу же дали отпуск. А потом пригласили в Дом офицеров в Гродно в народный театр. Я, конечно, согласился. Опять же, можно свободно ходить в город. Так началась моя театральная жизнь.
-Ваша любимая роль на сцене?
- Я всегда говорил, что больше всего люблю играть Деда Мороза. Первый мой Дед Мороз был в 1967 году, и почти каждый год я, играя его, вижу детские глаза, которые обмануть невозможно. Они счастливы - и у меня такая радость на душе.
- Вы любите детей?
- О, да! Я 40 лет отработал в детских лагерях. Из них – 29 начальником. Через мою душу прошло не менее 50 тысяч детей. В 66 лет ушел оттуда, так как трудновато стало совмещать лагерь и театр.
- Борис Ильич, Вы говорите про детские глаза, а глаза взрослых зрителей со сцены видите?
- Стараюсь не смотреть в зал, но я его чувствую. И всегда знаю, зрителям нравится или нет. Хочу сказать такую вещь: в Молодечно школьники очень хорошо воспитаны в плане театрального искусства. В декабре мы с театром были в Бобруйске. Там проходил фестиваль белорусской драматургии. Мы показывали «Свинтуса-Грандиёзуса». И знаете, чувствуется разница в зрителе.
Но другой вопрос, что нам сложнее играть дома, чем на выезде. Потому что знаешь, что сидит Петров, Иванов, Сидоров и он тебя воспринимает, как Бориса, а не как актера. И убедить его, что я Борис-актер сложнее.
- Как чувствуете себя, когда родственники в зале?
- У жены свой взгляд – она не театрал – она же правду режет, и не будет льстить, она, получается, выскажет правдивое мнение зрителей.
Очень не люблю, когда в зале сидят критики. Особенно в премьеру. Пускай приезжают на пятый-десятый спектакль. Был случай, когда журналисты, критики приехали на премьеру спектакля, кстати, по пьесе Кондрата Крапивы «Хто смяецца апошнім». Спектакль был ужасным, я сам это чувствовал. Ведь на премьере все сыро, не хватает одного-двух дней для репетиций… А вот когда мы с этим спектаклем через некоторое время в Бобруйске были, те же критики сказали: «Ооо!»
- 31 января Вам исполнится 70 лет. Как отметите юбилей?
- В воскресенье, 5 февраля, в театре состоится спектакль, поставленный специально для меня директором, художественным руководителем молодежного Гомельского театра Юрием Вуто. Затем будет праздник.
Вести торжество приглашена Светлана Баровская. Споет настоящий полковник, друг семьи, коллеги что-то готовят, но мне пока не признаются. Приедут поздравлять белорусские знатоки, мои воспитанники. Кстати, каждое лето они приглашают меня в качестве преподавателя физвоспитания в лагерь. Вот уже 10 лет я их так воспитываю. Они надеются, что и в этот год с ними поеду, в 70 то лет.
- А где проведете день своего рождения, 31 января?
- На репетиции. Ничего необычного. Самый простой день из моей жизни.
- Расскажите, как проходит такой день?
- Утро я начинаю с усиленной зарядки. Без физической нагрузки человек дряхнет. Я всегда стараюсь ходить пешком. Люблю игровые виды спорта и имею первый разряд по пяти его видам. У меня образование физкультурное - закончил Смоленский институт физической культуры в свое время. Театр был сразу как хобби, а уж потом спорт и сцена поменялись местами.
Еше по утрам я читаю текст вслух, потом иду в театр на репетицию или спектакль. Домой прихожу вечером – могу посмотреть телевизор, новости спорта.
- А художественную литературу читаете?
- Не так много, как раньше. Я люблю читать, но сейчас совсем другое время. Это не то, что раньше, когда можно посидеть около открытой дверцы растопленной печки с любимой книгой. Хотя я перечитываю книги авторов, по которым мы ставим спектакли, узнаю со страниц про те времена, что бы лучше вжиться в образ.
- Чей образ предстанет перед нами в спектакле на Ваше 70-летие?
- Я буду играть дурочка. Такого человека, который в свое время не женился и живет в семье. Он ищет женщину, он ищет себя. Эту трагикомедию по моей просьбе предложил режиссер Юрий Вуто. Он делал для меня постановки на 60 и 65 лет.
Теперь режиссер предложил мне пьесу «Не такой, как все». Главная роль в ней отводится мужчине от 40 до 60. Я говорю: так мне ж 70 лет, а Юра в ответ: ты в 60 играл 40-летнего, в 65 – 50-летнего, сыграешь в 70 и 60-летнего.
- Насколько я поняла, Ваш герой – неудачливый холостяк. А как у Вас в жизни с семьей?
- А я трижды был женат, поэтому в этом мы с героем совершенно разные. С женой живу уже 30 лет. У меня две дочки. Одна дочь живет в Бресте, а другая в Израиле. Сын, к сожалению, в 26 лет умер. Талантливейший был хлопец. Он кукольник, поставил спектакль и объехал с ним полсвета: был в Англии, Франции, Германии, Голландии… Но такова судьба – рак.
- Борис Ильич, какая роль далась сложно, но была интересной для Вас?
- Они все сложные. Генерал в «Пачатке» Васильева. Там я, наверное, играл самого себя. Я ведь часто видел военных – у меня отец воевал. Я боялся сразу, поймут ли дети моего героя, но в зале во время спектакля было слышно, как муха летит. Это дорого стоит.
Современника играть сложнее.
Играл в «Последней жертве» Островского Фрола – это было интересно.
Серьезные работы были в народном театре – «Радавыя» Дударева, очень хорошая роль, я тогда молодой был; «Этот странный русский» – очень сильный спектакль, «Интервью в Буэнос-Айресе» и другие. В 60 лет была «Кукуевка» и роль Пашки – семь женщин и один я – забойная роль.
- Бывали ли у Вас во время игры на сцене курьезные случаи?
- Однажды, я сорвал спектакль. Я играл в театральном кружке при Доме культуры строителей в Молодечно в спектакле «Сорочинская каша». А кашу тогда изобразили в виде сахара-песка. И вот я черпаю ложкой эту «кашу» и начинаю есть. Потом давлюсь и срываю все действо. Меня еле откачали, чуть дуба тогда не дал.
А еще был случай, когда я уже играл в народном театре. Произведение Вампилова «Старший сын». За месяц до спектакля, мне в лагерь новую мебель привезли, и я помогал ее таскать. И тут тяжеленный шкаф упал мне на ногу, непосредственно, на пальцы. Я не придал этому значения. А через месяц смотрю – черные пальцы совсем. Я к врачу – перелом. Но до этого вышел на сцену без гипса. А тут один из героев мне нечаяно ставит на ногу кресло… Меня холодный пот прошиб, но я доиграл. А после спектакля меня увезли в больницу.
- А повеселее было что-нибудь?
- Это когда мы на мясокомбинате ставили пьесу. Я по сценарию начинаю звать сына: «Васька! Васька!». Тут зал начинает смеяться. Я не понимаю, в чем дело. Смотрю под ноги, а там - здоровенный кот. Я не растерялся и говорю: «Не тебя я звал, а другого Ваську». Вот так обыграл ситуацию.
- Зрители часто аплодируют Вам стоя?
- Был случай в Чехославакии, мы ставили «Радавых» Дударева. В один момент встает немецкая делегация, которая присутствовала в зале, и уходит. Потом на 20-ой минуте проподает свет, горит только один прожектор. Режиссер в шоке, что делать? Спектакль был доигран до конца в свете одного прожектора. Зал аплодировал стоя.
- Какой Борис Донин за 15 минут до спектакля, что он делает?
- Рассказывает анекдоты коллегам. Ну и конечно, текст прокручиваешь в голове, а потом третий звонок и все - руки пожали друг другу и вперед. Начало всегда сложное, но потом две-три минуты и волнение уходит – идет работа.
- Работа или жизнь?
- Мне часто задают вопрос: вы играете или живете? Допустим, роль глупца или дурочка, конечно, играю, но вот если роль серьезная – в ней живешь.
- С кем из труппы Вам легче работается?
- Со всеми, в принципе. С девчатами очень люблю играть. Это и Лена Рахмангулова, Ира Камышева, Люда Рощина, Татьяна Карпец. Из мужчин -Сережа Корзей, Олег Чеченев, Саша Пашкевич…да все! Я вообще не понимаю, как с партнёром работать если он себе, а ты себе. Интересная у нас сейчас молодая девочка пришла - Алла Цирук. Она молодец, справляется очень хорошо. Трое ребят пришли – ох, какие сильные!
- Вам нравится работать с молодыми?
- Конечно, питаешься от них. И они на тебя смотрят, изучают, учаться.
- Есть кто- то, с кем бы хотелось выйти на сцену?
- Мне посчастливилось играть с Валерием Кощеевым (ведущий ОНТ), вот с ним бы с удовольствием еще раз встретился на сцене. У нас начинал свою театральную карьеру Анатолий Кот. С ним бы я тоже с удовольствием сыграл.
- Были ли в Вашей жизни ситуации, над решением которых приходилось серьезно задуматься?
- Тогда я служил в армии и одновременно оканчивал дивизионную партийную школу, а надо сказать, что мой отец до мозга костей был коммунистом. Учеба в партийной школе давала преимущество свободно ходить в штатском по городу. Однажды меня друг пригласил на вечер к девушкам. Естественно я пошел не по форме. Там то и застал меня военный патруль. Поднялся шум: как? учусь в партийной школе и попался? Поразмыслив, я решил, что какой же из меня коммунист? И принял решение: в партию не вступать. За отказ мне дали 10 суток, но если я принял решение – то все!
- И эта беспартийность вам не аукнулась в жизни?
- Почему же? Когда меня назначали директором лагеря, вызвали в райисполком и сообщили, что не могут поставить начальником беспартийного. Не могут и не надо, подумал я. Но все же назначили.
-Вы по жизни бунтарь?
- Как вам сказать, в детстве я был сложным ребенком. Меня исключали из школы на пару дней, я убегал из дома. Дай Бог, чтобы этого не повторяли мои внуки. А ведь отец мой был достаточно правильным человеком, лупил меня «як благога ката» за эти выходки. Но я не жалею ни о чем.
- И ничего бы не изменили в своей жизни, если бы была такая возможность?
- Ничего. Все чего я достиг, я добился только сам. Хотя… Есть одна вещь, о которой я очень сожалею. Я отказался изучать белорусский язык в школе. Теперь очень об этом жалею. Я ведь играю и на белорусском. Оно, конечно, получается, но для того, чтобы говорить по-белорусски, надо думать по-белорусски. Пожалуй, это единственное, чтобы я изменил в жизни.
- У Вас, наверное, всегда было много поклонниц. Как Вы к ним относитесь?
- Я отвечу словами моего героя, которого покажу зрителю на 70-летие: «А что, я не имею права любить самых красивых?..»
Фотографии из личного архива Бориса Донина:
Спектакль "Интервью в Буэнос-Айресе"
"Радавыя"
"Самоубийца"
"Моя жена лгунья"
"Соломея и её любовники"
"Отчуждение"
"Без меня меня женили"
"Хочешь верь, хочешь - не верь"
Выступление на торжестве, посвященном Дню рождения г. Молодечно
Алёна СПИРИДОН