Опубликовано: 15 февраля 2012, 14:30
13

В Беларуси появился новый вид официального обращения в организации – электронное

Электронное обращение – новый способ реализация права на обращения в государственные органы и иные организации.

22 января 2012 года вступил в силу новый Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. №300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц». 

Одним из новшеств указанного закона является введение нового вида обращения – электронного, под которым понимается обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет.

Необходимо отметить, что указанный Закон детально регламентирует порядок рассмотрения электронных обращений, т.к. действующее законодательство в этой сфере до настоящего времени не давало четкого ответа на вопрос, как действовать при поступлении такого рода обращения.

Электронные обращения рассматриваются так же, как письменные

Закон устанавливает, что поступившие в государственные органы и иные государственные организации электронные обращения подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 25 закона. Таким образом, требования, предъявляемые к рассмотрению письменных обращений – нормы о сроках рассмотрения письменных обращений, порядке направления по компетенции, оставлении обращений без рассмотрения по существу, порядке обжалования и т.д. – применяются и к электронным обращениям без специальных оговорок.

Законом установлен порядок направления электронных обращений. Их можно направлять посредством глобальной компьютерной сети Интернет двумя способами:

1. на адрес электронной почты государственных органов и организаций,

2. размещать в специальной рубрике на официальных сайтах государственных органов и организаций в глобальной компьютерной сети Интернет в соответствии с требованиями к содержанию соответствующих сайтов.

При этом необходимо иметь в виду, что не будут являться электронными обращениями и рассматриваться различные смс-сообщения, информация на форумах, созданных на сайтах государственных органов и организаций и т.д.

Что и как нужно писать в электронном обращении

Закон закрепляет требования к содержанию электронных обращений. Оно должно излагаться на белорусском или русском языке и содержать:

- наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
- фамилию, имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и место работы (учебы);
- изложение сути обращения;
- адрес электронной почты гражданина.

В случае отсутствия указанных сведений субъект, получивший электронное обращение, вправе оставить его без рассмотрения по существу (абзац второй п. 1 ст. 15 закона).

Как получить ответ на электронное обращение

Ответы на электронные обращения либо уведомления заявителей (об оставлении их электронных обращений без рассмотрения либо о направлении для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и др.) направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронном обращении.

Вместе с тем данное правило имеет ряд исключений, когда на электронные обращения направляются письменные ответы.

Так, на электронные обращения даются письменные ответы: если заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ, в случае если в электронном обращении отсутствует адрес электронной почты. При этом, закон не дает возможности оставить электронное обращение без рассмотрения по существу при отсутствии в нем адреса электронной почты. Поэтому в случае отсутствия адреса электронной почты ответ на электронное обращение направляется в письменном виде.

Также Закон устанавливает определенные требования, которым должны соответствовать ответы на электронные обращения.

Ответы должны излагаться на языке обращения, быть обоснованными и мотивированными (при необходимости – со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей), а также содержать фамилию, собственное имя, отчество либо инициалы руководителя государственного органа и иной государственной организации или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать ответы на обращения.

 

Разграничение подведомственности между общими судами и нотариусами

20 ноября 2011 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 года № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности».

Указ направлен на разгрузку общих судов от большого количества бесспорных требований, которые отвлекали судей и отнимали у них много времени, а также имеет целью повысить эффективность правосудия.

Справка. Суд Молодечненского района за 2011 год рассмотрел 1 800 дел приказного производства, 69 дел о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы.

Пунктом 1 Указа существенно расширен перечень бесспорных требований, разрешение которых будет совершаться во внесудебном порядке на основании обращения граждан и юридических лиц за совершением исполнительной надписи.

Так, Указ предусмотривает, что нотариусы с соблюдением порядка и условий, предусмотренных законодательными актами, совершают исполнительные надписи в частности:

- о взыскании с физических лиц налогов, сборов (пошлин) и пеней;
- начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;
- с физических лиц страховых взносов по договорам обязательного страхования в случае отказа от их уплаты, задолженности по ним, штрафов, пеней;
- об оказании услуг связи, неустойки в связи с такой задолженностью, если ее уплата предусмотрена законодательством или договором;
- задолженности физических лиц по кредитам, неустойки (штрафа, пени) в связи с такой задолженностью, если ее уплата предусмотрена законодательством или договором;
- задолженности физических лиц по оплате коммунальных услуг, оказываемых населению, услуг по техническому обслуживанию жилых домов, по отчислениям на капитальный ремонт жилых домов, неустойки (штрафа, пени) в связи с такой задолженностью;
- задолженности по займам, выданным организациями своим работникам на потребительские нужды, строительство или приобретение жилых помещений, дач, садовых домиков, приобретение и благоустройство земельных участков;
- с работающих обязанных лиц расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае уклонения указанных лиц от возмещения данных расходов;
- задолженности физических лиц по оплате стоимости питания в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, специальных учреждениях органов внутренних дел, расходов на содержание лиц, помещенных в медицинский вытрезвитель органа внутренних дел, а также по другим требованиям, перечисленным в Указе.

Нормы Указа не распространяется на требования, о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, но оно не связано с установлением материнства и (или) отцовства либо необходимость привлечения третьих лиц, а также на некоторые другие требования.

Пунктом 2 Указа предусмотрено, что перечисленные требования о взыскании денежных сумм (задолженности), не подлежат рассмотрению в общих судах в порядке приказного производства, что является совершенно правильным и исключит возможность обращения в суд по указанным требованиям с заявлением о возбуждении приказного производства.

Указом установлена, что за совершение нотариусами исполнительных надписей, применяется ставка государственной пошлины в размере 5 процентов от взыскиваемой суммы, а также перечислены государственные органы, которые обращаются к нотариусу за совершением исполнительных надписей без уплаты такой пошлины.

Однако, несмотря на действие указанного нормативного документа уже почти около месяца, имеют место случаи обращения в суд физических и юридических лиц с указанными требованиями. Так, за указанный период в суд Молодечненского района поступило 7 заявлений указанного характера. Суды, руководствуясь п.2 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь отказывают в возбуждении гражданского дела в связи с тем, что истцом не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения дела и возвращают заявления обратно.

Таким образом, можно сделать вывод, что установленный Указом порядок рассмотрения этих требований путем обращения к нотариусу для совершения исполнительной надписи является предварительным внесудебным порядком разрешения указанных требований. Основанием же для обращения в суд с подобными требованиями в порядке искового производства является отказ нотариуса совершить исполнительную надпись при наличии спора о праве. В случае отсутствия спора о праве граждане и юридические лица вправе обжаловать действия нотариуса в порядке ст. 351-352 ГПК Республики Беларусь.

Поэтому необходимо знать, что если кто-либо намерен в будущем обращаться в суд с перечисленными выше требованиями, а также другим требованиям, перечисленными в Указе, при отсутствии спора о праве, необходимо изначально обращаться в нотариальную контору с соответствующим заявлением, уплатив при этом государственную пошлину. В случае обращения с подобным заявлением непосредственно в суд, последний откажет в возбуждении дела и вернет вам заявление обратно с соответствующим разъяснением.

Помощник прокурора Молодечненского района Гирловский Д.В. для kraj.by



Читайте также

В Вилейском районе люди два года просят установить на улице фонарь
3 декабря на прямую телефонную линию к председателю Минского областного Совета депутатов обратился житель деревни Мильча с проблемой освещения улицы.
Чиновница в Мядельском районе взяла качестве благодарности 4 000 рублей и шоколадку и получила срок
Суд Мядельского района рассмотрел уголовное дело в отношении заместителя директора госпредприятия.
Налог на квартиру собираются поднять с 2023 года
Это следует из проекта закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения», размещенном на Национальном правовом интернет-портале.