Тридцать лет службы на двоих. Почему отец и сын в Молодечно выбрали одну профессию?
Быть смелым, сильным, приходить на помощь тому, кто попал в беду. Наверное, об этом в детстве мечтают многие мальчишки. Они находят для себя в качестве примера героя фильма или книги. А вот молодечненец Артем Лобач с малых лет хотел быть похожим на своего отца.
Немногим удается проявить настойчивость, чтобы осуществить мечту детства и стать тем самым «космонавтом» — в зависимости от того, кто каким космосом грезил. Kraj.by познакомился с такими людьми.
— На столяра несколько месяцев отучился, но понял: не мое, — рассказывает о начале пути в профессию старший инструктор по вождению пожарной машины Молодечненского ГРОЧС Дмитрий Лобач. — Дорога, автомобили — вот к чему душа лежала. Пришел из армии, женился. Понятно, что уже не столько о себе — семье заботиться надо. А дядя супруги в Минске в МЧС работал, при встречах немного о трудовых буднях рассказывал — интересно. К тому же, зарплата очень достойная — это также немаловажно.
Так 25 лет назад в трудовой книжке Дмитрия появилась запись, где местом работы значится пожарная аварийно-спасательная часть № 1 Молодечненского горрайотдела по чрезвычайным ситуациям. И на протяжении всего этого времени дежурство во второй смене. Скоро исполнится 5 лет, как здесь же, только в другой смене, трудится и его сын Артем.
Когда Артем был маленьким, Дмитрию иногда приходилось брать его с собой на работу. Жена в столице посменно в детской больнице работала, а ребенка дома одного не оставишь.
— Так что брал усиленную ссобойку — и вперед! — смеется Дмитрий. — В смену Артем по тревоге подпрыгивал: «Папа, поехали!»
Когда пришло время определиться с профессией Артему, ответ парня был только один: «Водителем буду, как отец». Родители, конечно же, выбор сына одобрили. Хотя, глядя на его успехи в учебе, поначалу уговаривали оканчивать среднюю школу и поступать в вуз. Но Артем после 9-го класса выбрал Вилейский государственный колледж, где в списке специальностей среди прочих значилась заветная — автомеханик. Привлекла его и возможность получить водительское удостоверение.
Время на сборы — 120 секунд
— Вот мы сейчас с вами разговариваем, а если будет вызов, то через 120 секунд расчет в полной боеготовности выедет из части, — рассказывает Дмитрий. — Через две минуты ты должен быть за рулем и четко знать маршрут, куда едешь. Расчетное время — километр за минуту. Одно дело, если горит сарай: торопишься, но тревожно не всегда. И другое дело, когда сообщают, что на пожаре могут быть люди… Тут начинаешь даже мыслить по-другому и максимально ускоряться.
Спасателям по долгу службы приходится видеть всякое. И водитель всегда участвует наравне с пожарными в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, ему необходимо хорошо знать местность и довезти в целости и сохранности личный состав до места происшествия. В машине и в деле — тесный коллектив, где не спрячешься и где ценятся преданность делу и взаимовыручка. А по возвращении в часть и оценка дается смене в целом. Как говорится, в одной связке.
— Когда выезжаем на дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом, надо себя держать в руках, сохранять сопокойствие — иначе никак, — рассуждает Дмитрий. — Уравновешенность, быстрое реагирование, стрессоустойчивость — качества, которые необходимы в нашей непростой работе. В первые годы приезжаешь обратно в часть — адреналин зашкаливает. И не первый выезд — самый крупный пожар навсегда врезается в память. Сейчас иначе уже себя чувствуешь: возвращаешься, обслуживаешь машину — просто делаешь всё, что нужно.
— Мне запомнился случай, когда в конце зимы выезжали на пожар в частный сектор, в сторону Моросек, — делится Артем. — Слякоть, очень скользко, погодные условия сложные. По времени укладываемся, а диспетчер вдруг передает, что там, возможно, люди… Ускорились еще больше. Все хорошо тогда закончилось, но при воспоминаниях вздрагиваю до сих пор.
Собеседники говорят, что проблема для водителя пожарной машины — припаркованные по обе стороны дороги автомобили во дворе «многоэтажек», а еще — пешеходы в наушниках, не реагирующие на сигнал, невнимательные бабушки с авоськами, которых все, по их мнению, обязаны пропустить. Их поражает беспечность таких людей — 30-тонный МАЗ на скорости быстро не остановится.
— Хоть каждый и понимает, куда спешит пожарная машина и что может случиться, если она не успеет, до сих пор не каждый водитель в городе уступает дорогу, — сетует Дмитрий.
— Сейчас в нашей части техника не старше 5-6 лет, она практически не ломается, — продолжает Дмитрий. — С мелкими поломками сами справляемся, а если что масштабное, то приезжает техническая служба из Минска. Это не раньше, когда были ЗИЛы и Уралы… Помню времена, выезжаешь на такой, целый день тушишь торфяники, потом в 10 вечера приезжаешь и ночью меняешь насос пожарный, а в 6 часов снова выезжаешь тушить торфяник.
Когда нет вызова, водители занимаются подготовкой. Это и теоретические обучения, и отработка действий на практике. Есть также нормативы — нужно держать себя в форме.
Вне работы — благоустройство приусадебного участка и мотоциклы
В свободное от работы время на своем приусадебном участке Дмитрий вместе с сыном строит красивую деревянную беседку — 6 на 5 метров. Мол, чтобы и барбекю было, и вода холодная да горячая — огурцы пойдут, жена здесь закатками заниматься будет. А еще здорово собраться большой дружной компанией — скоро ожидается много дней рождения, да и другие праздники никто не отменял.
Кроме строительства Артем увлекается ездой на мотоцикле.
— Сбылась мечта моя номер один, когда сдал на права, — делится Артем. — Водить отец меня рано научил, но самостоятельно за руль садиться не разрешал: только после получения водительского удостоверения. На автомобиль заветный документ получил через два дня после совершеннолетия.
Жена Артема также с правами на управление мотоциклом (правда, с супругом пока предпочитает путешествовать в качестве пассажира). Молодые родители воспитывают трехлетнего Мишу.
Как отмечает Артем, сын проявляет интерес к технике: на работе его не оттащить от пожарных машин, а дедушке, когда тот чинит в гараже авто, охотно нужный ключ подаст.
— Какие черты характера видим и воспитываем в своем сыне? — Артем на секунду задумался. — Патриотичность, доброту и любознательность. Много с Мишей разговариваем, хотим, чтобы как можно больше всего знал, учился думать. Еще важно, чтобы спортивным рос — определяемся с секциями. И дух соперничества — как без этого? Пусть сын вырастет настоящим мужчиной!
Татьяна КНЯЗЕВА
Фото автора и предоставлены героями публикации