«Вот прям класс, класс». Посетили в выходной интересные исторические места под Молодечно
Данный маршрут подойдет для людей с активным образом жизни, а также для всех, кто хочет увидеть и открыть для себя что-то новое и окунуться в историю нашего края.
На улице капризная весна уступает место жаркому и солнечному лету. Предпоследние выходные мая прошли без осадков, с легким ветерком и с солнечным теплом, которое прогрело воздух до +20°С. Самое время отправится в небольшое путешествие выходного дня. Что и сделал журналист Kraj.by в компании молодечненцев Владимира и Дмитрия.
Мы часто путешествуем по Беларуси и за границу в надежде открыть для себя что-то новое. Нам кажется, что рядом ничего интересного, на что можно посмотреть, получить приятные впечатления и окунуться в историю. Однако такие места есть, и сейчас мы вам расскажем, как туда можно попасть и что там может вас удивить.
Так как все, кто собрался в дорогу, любители велосипедов, мы проложили маршрут, по которому можно проехать на поезде и велосипеде. Железнодорожная станция Листопады – Крево - Боруны – Гольшаны – железнодорожная станция Богданов и возвращаемся в Молодечно.
Выезжаем в воскресенье на утреннем поезде Молодечно – Лида до станции Листопады. Дорога на поезде заняла около часа. Выгружаемся с велосипедами и едем 15 километров до первого пункта назначения: агрогородок Крево, где находятся развалины Кревского замка. При въезде в агрогородок у дороги стоит колодец-журавль, внешний вид его напоминает об историческом прошлом местечка. Останавливаться не стали, жажда с утра еще не давала о себе знать.
У стен замка встречаем торговца сувенирами, который рассказал нам про местечко Чухны, где сделали копию Кревского замка. Сам же замок продолжают реставрировать, часть территории обнесена строительными заграждениями, вход внутрь был закрыт.
- Новодел не особо впечатляет, был в прошлом году здесь, - говорит Владимир. - Так ничего за год практически не изменилось.
Рядом с замком есть Юрьева гора, на ней из дерева построили башню высотой около 10 метров. Забравшись на неё, насладились видами исторического местечка, и, подкрепившись мороженым, продолжили свой путь.
Едем в деревню Чухны, хотя изначально не планировали это в маршруте. Копия Кревского замка находится в этой деревне во дворе одного из домов, который переделали под лавку с сувенирами.
У калитки нас приветливо встречает хозяйка дома и дает нам за символическую плату в 2 рубля - входной билет в виде малюсенького глиняного кирпичика размером 2.5 см на 1 см. Из таких же кирпичиков, как мы позже узнали, строят саму копию замка. Ими обкладывают башни и стены, а ушло их уже несколько сотен тысяч штук.
Здесь для нас провели занимательную экскурсию.
Рассмотрели множество собранных в одном месте исторических предметов. Прошли по занимательному лабиринту из камней. Закупившись сувенирами и сделав фото на память, продолжаем свой путь в сторону агрогородка Боруны.
12 километров позади и въезжаем в Боруны. Рядом с центральной улицей на небольшом озере с беседкой делаем остановку для перекуса, организм требует восполнить потраченные калории.
Вдали возле кладбища видим необычные захоронения, идём ближе, чтобы рассмотреть. Оказалось, что это немецкое кладбище Первой мировой войны.
Вместо привычных нам памятников на могилах каменные кресты с надписями. Некоторые под своей тяжестью скоро скроются в земле.
Удивила нас одно захоронение, крест и современная надгробная плита, из которой узнаем, что тут захоронены русские летчики. Экипаж самолета «Илья Муромец» принял неравный бой в районе местечка с четырьмя немецкими истребителями и погиб.
Над деревней возвышается главная достопримечательность костел св. Петра и Павла — бывший монастырь базилиан XVIII века. К нашему везению, дверь внутрь храма оказалась открытой. В нем слева от входа есть подземелье, где можно набрать родниковой воды. У лестницы в подвал можно сделать пожертвование в 1 рубль 50 копеек и взять чистую литровую бутылку для воды.
Пополнив запасы воды, продолжаем свой маршрут в сторону Гольшан.
По холмистой дороге можно было любоваться цветущими рапсовыми полями. Преодолев на велосипедах 13 километров, въезжаем в агрогородок. И первая достопримечательность - костел св. Иоанна Крестителя 1618 года постройки. Правда, говорят, что в конце XVIII века его практически полностью перестроили, тем не менее — костел впечатляет. Внутрь попасть не удалось, храм реставрируют.
Далее следуем к последней точке нашего маршрута – Гольшанскому замку. По дороге на минуту останавливаемся около исторической застройки поселка. На одном из домов выложена из кирпичей дата 1730 год.
У самого замка людей больше в выходной день, чем у Кревского. Билет, чтобы подняться на отреставрированную башню замка, стоит 3 рубля. Делаем фото на память и уже спешим на поезд на станцию Богданово. Поезда в сторону Лиды ходят пару раз за день, поэтому опаздывать не хотелось. Впрочем, уже морально все были готовы ехать своим ходом до Молодечно.
- В поездке мне все понравилось, что удалось увидеть. Особенно дом, где сделали копию Кревского замка, - делится впечатлением Дмитрий. - Люди стараются приобщать земляков к истории нашего края, рассказывают, кто мы и откуда наши предки, как развивалась история. Очень душевно нас встретила хозяйка, и её рассказ очень интересно слушать.
Со слов молодечненца, те реконструкции замков, которые мы видели, из красного кирпича, делают на современный лад, и сама изюминка места, что это старинные замки, от этого пропадает.
- Вот прям класс, класс тоже, - отмечает Дмитрий. - Посещение родника в подземелье костела в Борунах. Это место зацепило и отложилось в памяти.
Еще запомнилась молодечненцу могила русских воинов на немецком кладбище. Говорит, что приятно видеть, что несмотря на противостояние, немцы восхитились подвигом летчиков и захоронили их рядом со своими бойцами.
- Ты видел моё довольное лицо, больше я не могу ничего добавить, - подытожил поездку Владимир.
Вернулись в Молодечно на поезде в 18:58. За время поездки проехали на велосипедах чуть больше 65 километров. Казалось, что должны были устать от дороги, но и мыслей таких даже не было. Все были под приятными впечатлениями и уже строили новый маршрут на следующую поездку.
Михаил МАРЖЕВСКИЙ
Фотографии автора