Жена Национального Героя Таджикистана живет на Глуботчине
Жизнь Людмилы Поляковой похожа на лабиринт. Сначала она искала в нем любовь и счастье. Позже, потеряв дорогое, не знала, куда деться с двумя малолетними детьми.
Тысячи верст преодолела, возвращаясь из далекого Таджикистана на родину матери, на Глуботчину. Все двенадцать лет, которые Людмила прожила в деревне Запрудье Глубокского района, были наполнены ожиданием…
Письмо в программу «Жди меня», которое предложил отправить сын Саша, изменило дальнейшую жизнь семьи…
– Людмила, как случилось, что Вы оказались так далеко от своей родины?
– Мама была трактористкой и уехала в Казахстан на заработки. Там встретила моего отца. Они поженились и переехали в Таджикистан. В Хунджандзе я окончила школу, поступила в техникум на кулинара. Там и встретила своего будущего мужа Диму Иванчикова, который учился на автомобилиста.
– А откуда он родом?
– Дед Димы – белорус, жил на Гомельщине. Его отец Евгений в поисках счастья уехал в Ленинабад, где и родился Дима. Но с женой Евгений развелся и уехал. С тех пор связь с ним потеряна.
Вот таким помнит Дмитрия Иванчикова жена Людмила
– Как получилось, что вы стали женой Национального Героя Таджикистана?
– Я мечтала быть просто любимой и счастливой женщиной, но судьба распорядилась иначе.
Мы с Димой поженились. Я работала поваром в детском садике. Муж окончил техникум автомобилистов, затем школу милиции в Душанбе. Работал в милиции и заочно учился в педагогическом институте. Родились дети: Саша, а через год – Паша. В 1998 году муж заканчивал ВУЗ, должен был получить диплом. Но вместо радости в дом пришла беда. В Таджикистане в тот год вспыхнула гражданская война. А я и не знала, что мой муж – воин-интернационалист. Если какой локальный конфликт, он по долгу службы должен быть в эпицентре событий.
Дима был на службе, когда я услышала выстрелы. На крышах домов сидели снайперы. Вооруженные люди захватили здание УВД, воинскую часть, телецентр. На моих глазах загорелось здание почты. Пламя перекинулось на универмаг, школу, магазин… Снайперская пуля залетела в наше окно и засела в ковре на стене. Мы с детьми сидели в коридоре, где не было окон. На кухню за едой пробиралась ползком. Свет включать боялась. Когда закончился хлеб, ели сухари. Кошмар длился четверо суток. Боевиков из города выгнали, но было много убито и военных, и мирных жителей. Мужа домой не дождалась. Мне сказали, что он пропал без вести. Я искала его по больницам, госпиталям, была в морге, но его там не было. Надеялась, что он скоро вернется. А вечером пришла свекровь и попросила одежду сына. Я все поняла. Это было в ноябре.
Позже узнала, что моего мужа и пятерых его подчиненных нашли мертвыми в реке. Дима получил пулю в голову и две – в серце. Ему было всего 29 лет. Ему посмертно присвоили звание капитана и звание Национального Героя Таджикистана. Медаль «За отвагу» и диплом об окончании ВУЗа за него получала я. Каждое утро перед началом передач по телевизору я видела портрет своего мужа-героя. Вынести этого не могла и уехала к матери.
Удостоверение к медали «За отвагу»
– Как сложилась ваша дальнейшая сульба?
– В Запрудье не могла трудоустроиться, потому что не было белорусского гражданства и нужных документов. Затем колхоз дал квартиру, устроилась на сырзавод. С мамой обрабатывали огород, хозяйство имели. Воспитывать мальчиков очень помогала тетя Зина, мамина сестра. Поставили детей на ноги вместе. Теперь оба сына – курсанты Суворовского училища. Саша – выпускник. Собирается поступать в академию МВД и быть, как папа, милиционером.
– А кого вы искали через передачу «Жди меня»?
– Моим мальчикам, которых воспитывали три женщины, очень не хватало крепкого мужского плеча. Вот Саша и додумался написать в «Жди меня», чтобы отыскали дедушку Женю, отца Димы. Письмо мы отправили. Через некоторое время нам сообщили, что дедушка живет в Оренбургской области России. Вскоре он и сам позвонил. В августе 2010 года дедушка со своей семьей, братьями, золовками приехали к нам. Мы были счастливы, что обрели новую семью. Перезваниваемся теперь. Они приглашали нас к себе в гости.
Дедушка помогает детям. Новогодние подарки делает, к началу учебного года деньги прислал, на день рождения обещал детей порадовать сюрпризами.
– Ноябрь для вас месяц трагический?
– В ноябре 1998-го я похоронила мужа. Исполнилось ровно четырнадцать лет, как мы одни. Паша вообще отца не помнит, маленький был. Но у меня есть ради кого жить: сыновья очень похожи на Диму, такие же добрые, любящие. Мы вместе выстоим, как бы трудно ни было.
Лилия ВЕТРОВА
Фото автора