Иностранные режиссеры на кинофестивале «Магнификат» в Глубоком: здесь нет духа конкуренции
С 10 по 13 сентября в Глубоком проходит VIII Международный католический фестиваль христианских фильмов и телепрограмм.
Подробнее о фестивале можно прочитать ЗДЕСЬ.
11-12 сентября, кроме Глубокого, гости фестиваля, среди которых – множество режиссеров из-за рубежа, посетили близлежащие деревни – Мосарь, Удело, Ивесь. В двух последних прошли кинопоказы, на которые пришли местные жители. В Мосаре приезжие почтили память ксендза Юзефа Бульки, легендарного настоятеля местного храма, скончавшегося два года назад, который сделал деревню белорусским Версалем и зоной трезвости.
Некоторые из гостей-режиссеров высказали порталу Kraj.by свое мнение о фестивале, Беларуси и Глуботчине.
Юуль Клаас, Бельгия: Меня удивляет на этом фестивале, что мы все здесь как одна большая семья. Я бывал на очень многих кинофестивалях, никогда не было такого ощущения. Здесь какой-то особенный дух, теплый. Я бы сказал, дух единства. Нет соперничества.
Со всех сторон вижу по отношению к себе дружелюбие. Несмотря на то, что я не говорю по-русски, все время находятся желающие перевести мне на английский. Просто подходят участники фестиваля, которые владеют им, и предлагают помощь. То же самое в частной гостинице, в которой я живу: мы разговариваем улыбками.
Мне очень интересно на «Магнификате». У меня многолетний режиссерский, операторский, продюсерский стаж. Более двадцати лет я проработал на телевидении – ВВС, VRT. Сейчас я фрилансер, снимаю фильмы для разных компаний. В том числе для компании Braambos, выпускающей христианские фильмы и телепрограммы для различных каналов.
Я практикующий римокатолик, вера для меня является основой жизни. В Бельгии много людей, далеких от Бога и Церкви, но люди ищут смысл своей жизни, что-то большее, чем повседневность. Поэтому цель наших фильмов – вдохновить заново к познанию христианства, открыть окно в мир веры. И для меня цель духовных фильмов именно в этом. Если они не открывают такое окно, то уже не являются духовными. Поэтому с этой точки зрения смотрю на фильмы здесь. Многие фильмы такое окно открывают, но, мне кажется, не все.
С другой стороны, для меня было важным увидеть, что о христианстве можно говорить не напрямую. Что есть много других тем, через которые можно передавать духовность. Здесь более свободная тематика христианских фильмов, чем используем мы. Фестиваль «Магнификат» для меня очень полезен и интересен. Потому что у себя в Бельгии мы делаем подобные программы, ленты, прежде всего, как я уже говорил, для того, чтобы наладить контакт с Церковью для тех людей, которые в нее не ходят.
Я впервые в Беларуси и был удивлен Минском – пространством, красивыми домами, тем, что все вокруг новое. В Бельгии так же, как и в Беларуси, население в 10 миллионов, но у нас нет таких больших городов, как Минск. Мы выезжали в понедельник утром из него в Глубокое, и для меня явилось шоком, что не было никаких пробок на дорогах. У нас в такое время невозможно проехать.
Глубокое – очень симпатичный город, люди в котором дружелюбны ко мне, даже если меня не понимают.
На фестивале «Магнификат-2012» Юуль Клаас представил фильм «Живые камни: Монастырь святого Сикста в Вествлетарене». Аннотация к нему гласит: «Душа монастыря – монахи, которые в нем живут. Они – его «живые камни». Фильм показывает, как идеи, использованные во время строительства нового монастыря святого Сикста в Вествлетарене, обнаружили духовность монахов-систерцианцев и придали новую жизнь монашескому духу».
Ник Горячкин, Россия-Бельгия: Я православный, из Питера, но уже больше двадцати лет живу в Брюсселе. Работаю в студии «Благовест-Медиа», которая была основана в Питере, но сейчас работает для 15 стран мира от Китая до США. Ее цель – диалог между православными и католиками. Такие фильмы мы вместе и делаем.
Я в третий раз в Беларуси, два из них – ради фестиваля «Магнификат». Я знаю много лет его основателя Юрия Горулева как признанного профессионала, творческую личность и глубоко верующего человека.
Он создал уникальную, невозможную вещь. Аналогов «Магнификату» я не видел, хотя бывал на фестивалях по всей Европе. Обычно это конкуренция, неискренние улыбки. Даже на самом большом религиозном фестивале «Религия сегодня» в Тренто в Италии. Фестиваль может быть христианским по тематике, но не быть христианским по духу. Здесь же есть дух семьи, любви. Это благодаря и организаторам, и внешней обстановке. На Глуботчине очень благодарная, открытая публика. Зрители понимают, зачем они сюда приходят.
Я не был ни на одном фестивале, который бы проходил в маленьком городке. И тем более, чтобы его участники ехали в деревню! А мы именно это и делаем! В прямом смысле этого слова. Когда я впервые приехал на «Магнификат» три года назад, был в шоке, когда на просмотр фильмов в деревне пришли обычные бабушки, дети. Обычно фестиваль – это богемная тусовка с элитной публикой. Либо огромные очереди для зрителей, как, например, в Гонконге. Здесь же не нужно быть элитой, стоять в очередях, отдавать огромные деньги, чтобы увидеть хорошее кино. Бабушек, детей приглашают как равных. Так и должно быть. Ведь фильмы – для зрителей.
На «Магнификате» нет деления на конфессии. Никто не разбирается, кто любимее, кто важнее, нет никакой религиозной «политики». Мы молимся вместе перед едой, вместе ездим, общаемся. «Магнификата» нет на больших фестивальных картах, но у него есть свое лицо, свой дух.
На фестивале есть очень достойные работы, есть что почерпнуть для себя. Несомненно, выделяется блок белорусских фильмов. Я бы их даже вынес в отдельную конкурсную программу, потому что их больше, и они отличаются от других. В них затрагиваются темы, больше понятные именно белорусам. В белорусском кино – своя стилистика, интонация, частое обращение к деревенской тематике, старости.
Таких доброжелательных людей, как в Беларуси, я, честно, не видел, хотя объехал полмира. Европейцы были в шоке, когда на позапрошлогоднем фестивале их в Ивеси местные жители встретили угощением, танцами. Приехала пара канадцев-молодоженов, которые только-только поженились. Когда их начали катать на телеге, а потом обнимать и поздравлять, подходить обычные деревенские бабки, они не понимали: «Мы же им не родные! Почему они нам так улыбаются? Почему желают добра?»
В Бельгии, где я сейчас живу, лица у людей более закрытые, обособленные, чувствуется суетность, спешка. А в Беларуси – ощущение уюта и камерности. То, как выглядят, одеваются люди, как выглядят города, - в этом всем есть какая-то удивительная ухоженность, уют.
Фильм Ника Горячкина – «Туника Христова». Это продолжение серии «Одежды Христовы», которую начал фильм о найденном в Манопелло Плате Вероники. В этом году исполняется 500 лет с того момента, как по приказу императора Максимилиана вынули из тайника Трирского собора и показали богомольцам одну из главных святынь христианского мира – Хитон (Тунику) Иисуса Христа. «Что оно, почитание святынь, означает для нас, живущих в ХХІ веке? Не старомодно ли оно? Только ли из-за споров по поводу достоверности Плащаницы идут к ней толпы паломников? Возможно ли почитать кусок полуистлевшей ткани? Но в Писании женщина, которая только прикоснулась к Хитону, исцелилась. Не потому, что он чудотворный, а потому что верила. На самом деле неважно, где находится настоящий Хитон и что доказала экспертиза. Мы поклоняемся не вещи, а Создателю», - считают создатели фильма.
Алёна Суржикова, Эстония: Мне очень понравились темы фильмов на «Магнификате», в обычной жизни они не берутся. Я часто езжу на профессиональные фестивали, везде прежде всего оценивается качество телевизионной работы. Здесь же, в первую очередь, важны идеи, содержание. Работы – разного уровня. Где-то не хватает операторского мастерства, режиссерского, но есть дух. А фестиваль дает возможность сравнить себя с другими, улучшить свое качество тем, у кого его еще не хватает.
Я человек верующий, но внецерковный. Поэтому мне было очень интересно узнать благодаря поездке в Минск и Глубокое католические традиции, посетить костелы, с чем я раньше была мало знакома. Объединить все христианские конфессии в одном фестивале – это хорошая идея. К тому же видно, что организаторы относятся бережно к человеческим отношениям, создали дружественную атмосферу. Обычно на фестивалях – зависть, жесткая конкуренция, а здесь никто не думает, выиграю я или не выиграю, это даже стало неважным. Здесь всех принимают одинаково.
Очень понравилась Беларусь. В ней какое-то глубокое чувство спокойствия, нет тревоги в людях, они никуда не спешат. Идя, думают о своем, смеются. У нас же все бегут, спешат. Здесь есть свой колорит, отличающийся от европейских и азиатских стран. Возможно, это советское наследие. И это хорошо. Стать одинаковыми, глобализироваться – это быстро. Я же за идентичность народов и стран.
Минск поразил большими чистыми проспектами и огромными зданиями. Глубокое – это вообще красота. Церкви, озера, люди. Все искренне объясняют, что только неделю назад прошел День белорусской письменности, говорят о больших переменах в городе к нему. Гуляя, нашла музей, в котором просто прекрасные панорамы города, показывающие связь разных эпох, конфессий. Для меня это особенно интересно, так как я хочу создать собственный музей.
Очень понравилась простота и юмор людей в Глубоком. Можно подойти к людям спросить дорогу и получить в ответ целую историю, интересный разговор. И видно, что все гордятся своим городом.
Фильм Алёны Суржиковой «Надежда, которая поет» является историей многодетной матери, которая была певицей.
Мосар
Автор копии микеланджеловской пьеты в Мосаре Эдуард Астафьев
Удело - белорусский Непокалянув. Место, где живут собратья святого Максимилиана Марии Кольбэ, монаха-францисканца, основавшего в Польше целый издательский город в первой половине ХХ века, принявшего смерть за другого человека в концлагере Освенцим во время Второй мировой войны.
Больше фото можно увидеть ЗДЕСЬ.
Ольга РУДНИЦКАЯ
Фото Сергея ЛЕСКЕТЯ