Представление первого в Беларуси музейного театра, созданного уроженцем Постав, пройдет в Минске и Глубоком (ФОТО)
Олег Винярский - диктор, звукорежиссер и ведущий программ Белорусского радио, многолетний белорусскоязычный голос телеканала “Лад”, существовавшего до ноября 2011 года. Много лет живет и работает в Минске, но родом он из Постав.
Справка. Винярский Олег Александрович родился 4 апреля 1962 г. в г. Поставы Витебской области. Окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт. Работал в Витебском академическом театре им. Я. Коласа. С 1986 года – актер и режиссер Белорусского радио. Бессменный ведущий цикловых программ: «Вясёлы эфiр» (1993-2001), «Акно ў свет» (1986-2001), «Лiставаннi» (2002-2005), «Пад пыхi самавара» (1998-2001), «Духоўнае слова» (2002-н.в.), «Сустрэчы з песняй» (2008- н.в.), «Помнi iмя сваё» (2005-2012) и др.
Один из первых начал разрабатывать в Беларуси жанр «аудиокниги». Только на радио им прочитаны в эфире и записаны порядка 35 книг белорусских и иностранных писателей, среди которых М.Булгаков, Джером К.Джером, Я.Гашек, Ги де Мопассан, В.Набоков, Ильф и Петров, Дж. Байрон, Я.Колас, И.Мележ, В.Короткевич и др.
Основатель и художественный руководитель первого в Беларуси музейного театра - театральной мастерской «Кнiжыца», работающей при Государственном музее истории белорусской литературы.
Лауреат и дипломант международных радио- и кинофестивалей в Москве, Минске, Глубоком.
Как рассказал Kraj.by Олег Винярский, «Кнiжыца» возникла в конце 2010 года. Первая постановка прошла 18 мая 2011 года в Международный день музеев в «альма матер» театра - музее истории белорусской литературы. Это был спектакль «Между двух портретов. Гоголь и Есенин: Запечатлённая встреча», который театр представит 17 ноября в Минске и 1 декабря в Глубоком. Это будут первые постановки вне стен музея. В спектакле играют Олег Винярский и минская актриса Ольга Логвиненко, выпускница Белорусского университета культуры и Московской независимой школы кино и телевидения «Интерньюс» (мастерская Хотиненко, Фенченко и Дыховичного).
«Мы начали как камерный, домашний театр, который мы назвали музейным, - говорит актер и режиссер. - Наши постановки можно назвать больше документальными, чем художественными. Мы используем архивные документы, переписку, музейную мебель, чтобы показать дух персонажа, его сущность. В наших спектаклях присутствуют элементы мистики, полусна-полуяви, загадочности. Постановки все время проходили в музее при небольшом количестве зрителей, человек пятьдесят. Действие происходит в метре от зрителей, они являются свидетелями происходящего. Такой семейный вечер, где все интимно-лично. Сейчас мы хотим выйти на больший круг зрителей. 17 ноября ждет зал почти на триста мест. В Глубоком 1 декабря ждет также большой зал».
Коллектив театральной мастерской небольшой: художественный руководитель и актер Олег Винярский, режиссер-постановщик Александр Калюнов, актриса Ольга Логвиненко, хореограф Маргарита Тарасова, администратор Татьяна Люева, звукорежиссер Лариса Мараева, художник Геннадий Чистый, заведующий постановочной частью Юрий Королев, директор Александр Горянец.
После Гоголя и Есенина театр собирается соединить в одном спектакле Кузьму Черного и Федора Достоевского. Премьера нового спектакля запланирована на 18 мая 2013 года. Участники «Кніжыцы» рассматривают возможность включения театрального проекта в программу кинофестиваля «Магнификат», проходящего ежегодно в Глубоком.
Моменты спектакля «Между двух портретов. Гоголь и Есенин: Запечатлённая встреча»
Вот как театральная мастерская «Кніжыца» сама пишет о себе:
«Мы поставили себе целью стать первым национальным коллективом, в котором бы гармонично сочетались традиции театрального искусства и музейного дела. Опытом такого сотрудничества стала постановка спектакля «Между двух портретов. Гоголь и Есенин: Запечатлённая встреча», где была создана атмосфера старинного домашнего театра, в которой чередовавшиеся исторические картины - иллюстрации не нарушали логики тщательно продуманного авторского рассказа. Сам спектакль являет собой мистическое переживание, основанное на идее реконструкции уникального авторского стиля, где вымысел и документ приобретают современное поэтическое толкование.
Используя малоизвестные документы, свидетельства, художественные произведения, архивные материалы, мы хотим создавать на их основе оригинальные театральные работы (проекты) в жанре литературного портрета, посвященные судьбам белорусских писателей и тех литераторов, чьи творческие пути так или иначе связаны с Беларусью.
Актеры считают, что сотрудничество театральной мастерской с музеем поможет увидеть музейные экспонаты в новом свете, расширит и углубит представление о музейной культуре, сделает ее достоянием широкой публики.
Примеры такого сотрудничества имеют место во многих странах и успешно доказывают, что взаимодействие и сосуществование театральной и музейной культур является насущной потребностью сегодняшнего дня, приносит современному зрителю, его душе новые знания, эмоции и образы.
О спектакле «Между двух портретов. Гоголь и Есенин: Запечатлённая встреча»:
В настоящей работе создатели спектакля попытались освоить идею духовного наследования. На примере двух писательских судеб и двух литературных эпох (Золотого и Серебряного веков) устанавливается межличностный диалог Гоголя и Есенина вне времени и пространства, показывающий их глубинное внутреннее родство, до сих пор почти невыявленное. Авторы хотели бы напомнить, что жизнь и творчество этих двух гениев - неразрывны, а их духовные пути - единосущностны, и, пройдя все свои жизненные испытания, они оба сохранили непреклонную верность Святости Слова. Документально-художественная основа постановки, включающая в себя героев произведений, переписку, воспоминания современников, помогает глубже понять искания поэтов провидцев и доказывает правоту слов Пушкина, сказанных о «перекличках» в веках: «Есть странные сближения».
Жанр спектакля строго не регламентирован, что позволяет зрителю свободно пользоваться собственной фантазией и ассоциацией.
Подготовила Ольга РУДНИЦКАЯ
Фото предоставлено театральной мастерской «Кнiжыца»