Опубликовано: 11 мая, 19:07
1320

Купили товар, а он некачественный. Прокуратура рассказала, как действовать в таких случаях

Заменить товар, вернуть деньги или провести экспертизу – о нюансах конфликтных ситуаций рассказали в прокуратуре.

Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества перечислены в ст. 473 Гражданского кодекса Республики Беларусь, а если покупателем является физическое лицо – также в ст. 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», рассказывает «Маладзечанская газета».

Прошу товар заменить или вернуть деньги

Так, в силу ст. 20 Закона в случае реализации товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, потребитель вправе по своему выбору потребовать замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерного уменьшения покупной цены товара, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, возмещения расходов по устранению недостатков товара.

В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить эти недостатки (пищевые продукты, товары бытовой химии и др.), потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

Вместо предъявления вышеуказанных требований потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченных за товар денег.

В отношении технически сложного или дорогостоящего товара потребитель вправе предъявить вышеуказанные требования в течение тридцати дней со дня его передачи продавцом потребителю. Перечень таких технически сложных товаров утверждается Правительством Республики Беларусь.

Сумма не удерживается

При возврате потребителю уплаченных за товар денег продавец (изготовитель, поставщик, представитель) не вправе удерживать из них сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного его использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств, а также требовать от потребителя предъявления документа, удостоверяющего личность, за исключением случая, если при заключении договора использовались данные документа, удостоверяющего личность потребителя.

Потребитель вправе предъявить требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара ремонтной организации.

Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Для подтверждения факта приобретения товара могут использоваться свидетельские показания, элементы потребительской упаковки, на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у этого продавца, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на приобретение товара у этого продавца.

Принять товар обязаны

Продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости – провести проверку качества товара, в том числе с привлечением ремонтной организации.

Продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан проинформировать потребителя о его праве на участие в проведении проверки качества товара, а если она не может быть проведена незамедлительно, также о месте и времени проведения проверки качества товара.

Ремонтная организация при получении товара от продавца (изготовителя, поставщика, представителя) для проведения проверки качества товара обязана провести её в течение трех дней со дня получения товара.

Проводим экспертизу

При возникновении между потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. О месте и времени её проведения потребитель должен быть извещен в письменной форме.

Стоимость экспертизы оплачивается продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем). Если в результате экспертизы установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после его передачи потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.

Потребитель вправе принять участие в проведении проверки качества и экспертизы товара лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы товара в судебном порядке, а также при возникновении между потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения провести экспертизу товара за свой счет.

Если в результате экспертизы товара, проведенной за счет потребителя, установлено, что недостатки возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до момента передачи, продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан возместить потребителю расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.

Елена ПАНЬКОВА, старший прокурор отдела прокуратуры Минской области



Читайте также

Вилейчанин без прав на «ретро-кабриолете» повредил две машины на озере под Молодечно
Вечером 26 июня на озере возле деревни Криница Молодечненского района 39-летний житель Вилейщины на советской машине ЛуАЗ со значком МАЗ и без крыши повредил автомобили «Рено Дастер» и «Фольксваген Транспортер Т4».
К какому ценнику нужно готовится родителям при покупке школьной формы – ответили в Беллегпроме
Демонстрация школьной одежды к 2022-2023 учебному году прошла в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи Минобразования Республики Беларусь.
Как Вилейка отпразднует День Независимости. Стала известна программа
Крестный ход, концерты, митинг, дискотека - читайте программу.