Вилейский хореограф Ирина Новик: Танцы – это моя жизнь (ФОТО)
В интервью нашему порталу хореограф Вилейской гимназии №2 Ирина Новик рассказала, как придумывает новые танцевальные номера и почему дома танцует перед зеркалом.
Она держит дома пять котов, учится в магистратуре Белорусского государственного университета культуры и искусств и пишет магистерскую диссертацию на тему «Полоролевое воспитание средствами хореографии».
Ирина Новик
Корреспондент портала Край.бай побывала на одной из репетиций ансамбля, которым руководит вилейский хореограф.
Ансамбль танца «Карагод» при Вилейской гимназии №2 существует с 2005 года. Ирина Новик руководит им уже восемь лет. Танцевальные занятия – это факультатив, ребята посещают его по желанию после основных школьных уроков.
В ансамбле танцуют 54 учащихся со 2-го по 11-й класс. Но среди них, по словам Ирины Новик, есть основной состав (6 юношей и 12 девушек). С танцевальными номерами, по словам хореографа, коллектив выступает во Дворце культуры, часто в детском реабилитационно-оздоровительном центре «Надежда», а также участвует в конкурсах областного и республиканского уровней.
«Карагод» – единственный детский коллектив в Вилейке, где ребята танцуют не только традиционные белорусские танцы, но и непривычные для белорусов ирландские и молдавские танцы, венгерский «чардаш».
На репетициях преподаватель танцев не ленится сама встать к станку и еще раз показать, как правильно делать гран-плие.
– У нас широкая география танцев, – рассказывает Ирина. – В репертуаре есть многое: от классики парных танцев – вальса, рок-н-ролла, сальсы, ча-ча-ча, полонеза, фламенко и танго до танцев народов мира: венгерского, ирландского, молдавского, украинского. Есть в нашем арсенале джаз-модерн и джаз-фанк, – продолжает список она.
В разговоре с Ириной задаю главный вопрос: почему она уделяет внимание танцам народов мира?
– Ну, во-первых, я просто не хотела трогать ту нишу, которая и так хорошо у нас освоена – белорусские народные танцы. У нас в городе большое количество студий, которые этим профессионально занимаются. Но это не значит, что мои танцоры не знают наших традиционных танцев. В программе занятий у нас есть венок белорусских танцев, которые мы также изучаем. На моих занятиях вообще демократичный стиль общения. Я стараюсь ученикам ничего не навязывать. А во-вторых, – делится Ирина, – через танцы, хореографическое мастерство я учу детей постигать душу народа. Ведь танец развивает не только тело, но и расширяет твои собственные горизонты.
По словам вилейского педагога, изучение каждого нового танца начинается с того, что она рассказывает своим подопечным историю его возникновения. И только после этого танцоры переходят к освоению хореографических элементов.
– Несмотря на это, – говорит Ирина Новик, – у нас очень мало теории, мы много танцуем. Ребята занимаются регулярно – три раза в неделю. Если же нам предстоит концерт, то репетиции проходят ежедневно. Каждая тренировка длится не меньше 1 часа 15 минут или двух школьных уроков.
Рассказывая о том, как проходят репетиции, она с теплотой отзывается о своих настоящих и бывших учениках:
– Я учусь вместе со своими ребятами. Чему-то я учусь у них, а они – у меня. Кроме того, преподавание дает мне радость живого общения, это постоянно юмор и хорошее настроение.
На вопрос, как ребята к ней попадают, Ирина отвечает:
– Некоторые приходят сами. Но, как правило, я сама ребят зову. Сейчас расскажу, как это обычно происходит. Вот, скажем, дежурю я на школьных дискотеках, вижу, что парень или девушка хорошо двигаются, попадают в ритм, чувствуют музыку, тут я их и приглашаю к себе. И знаете, – добавляет она, – практически никто не отказывается, что для меня большая удача. Конечно, с девочками проще. А вот парни только в 10-м классе осознают, что танцевать это не стыдно. А жаль, потому что они учатся у меня два года, а потом уходят. Кстати, мамы мальчишек почти всегда в шоке. Они очень удивляются, как меняются их сыновья после танцевального кружка. Бывают случаи, когда мама говорит, что ее сын стал настоящим мужчиной.
Каким будет новый танец, хореограф определяет сама. Изучает литературу, видео. Выбирает «хореографический скелет», а затем наращивает на него все остальные элементы.
– Сегодня создавать новые танцевальные постановки легче. Ведь сейчас очень много литературы на эту тему, есть огромная видеобаза. Сначала я изучаю танец сама – его историю, смотрю видео. Вычленяю набор основных компонентов, а затем уже дома перед зеркалом репетирую. Вообще я всегда стараюсь сохранить аутентику танца, но никогда не слизываю у коллег номера. Я, если честно, очень много танцую дома. Вот так становлюсь перед зеркалом и репетирую, пока никто не видит, – рассказывает со смехом она.
Что касается музыки, то ее хореограф также тщательно выбирает сама. Хотя, по ее признанию, иногда это происходит совершенно неожиданно.
– Ну, например, еду я в машине и вдруг слышу хорошую композицию, и понимаю, что именно под нее хочу делать новый танец. Так иногда и рождаются танцевальные номера.
В конце интервью спрашиваю у Ирины, почему, руководя коллективом, она часто участвует в постановках сама.
– Почему я сама танцую? Я просто очень люблю танцевать. Я вообще научилась танцевать раньше, чем ходить. Вот так вставала с коляски и плясала. Не хочется говорить пафосно, но танцы – это моя жизнь, – подытоживает хореограф.
Катерина СУШКО
Фото автора