Цыганский барон из Ошмян Артур Егоров рассказал о том, как живут местные цыгане
Ошмянские цыгане Артура Егорова называют бароном, официально же он председатель общественного объединения «Ошмянская цыганская община». В общине – 30 местных цыган.
На фестивале национальных культур в Гродно аутентичные цыганские песни исполнит ансамбль «Джана Рома» из Ошмян. Этот коллектив представит общественное объединение «Ошмянская цыганская община», председатель которого и рассказал о жизни местных цыган. Об этом 26 мая пишет «Гродзенская праўда».
– Таких коллективов, как наша «Джана Рома», в Беларуси единицы, – говорит председатель объединения из Ошмян Артур Егоров. – Есть смешанные коллективы, есть те, что имитируют цыганское пение, наш же – целиком цыганский. И поют в нем самые голосистые цыгане.
Солистов трое – Стас Касперович и его жена Земфира, брат Стаса Степан. Был еще в коллективе молодой талант – сын Земфиры и Стаса Василий, но уехал, поет теперь в Европе, выступает с сольными концертами.
– Есть расхожее утверждение, что «в горле у цыгана соловей гнездо свил». Все представители вашей нации голосисты и певучи?
– Поют все, это правда. Но получается у каждого по-разному. Кто более талантлив, кто менее. В моей семье, например, хорошо поет жена Анфиса, дочери Снежана и Кристина по матери пошли. А вот я этим даром не наделен. И сын Артур тоже.
Ошмянские цыгане Артура Егорова называют бароном, официально же он председатель общественного объединения «Ошмянская цыганская община». В общине – 30 местных цыган. Всего же на Ошмянщине проживает более 200 ромал, и все они обращаются к Артуру то за помощью, то за разрешением споров, бесспорно признавая его авторитет в цыганской среде.
В общественное объединение не всех берут – отказывают тем, кто не хочет работать, кто замечен в гадании или воровстве.
– Цыгане – народ эмоциональный, они свое недовольство или обиду сразу выскажут, таиться не станут, – говорит Артур Егоров. – Раньше, когда кочевали, все равно было, что о них люди подумают. Переночевал в поле и снова в путь. Мы – цыгане оседлые, я, например, в Ошмянах уже 15-й год живу. Да и родители мои уже были оседлыми, жили в Минске. Там я и родился. А Анфиса, жена моя, в Ошмянах родилась. Мы решили здесь жить – привлекла возможность быстрее, чем в Минске, получить участок и построить дом.
Сейчас у Егоровых и дом в райцентре, и хутор в районе, и большое крестьянское хозяйство. На подворье – овцы, куры, две коровы, прочая живность. И голуби – это увлечение у Артура Егорова с детства. В Ошмянах он единственный голубятник, а голубятня – на крыше дома. Помогает кормить голубей младшая дочь Кристина. Цыганский барон уже подумывает увеличить хозяйство и стать фермером – прикупить несколько коров, развести побольше овец. Такие у него планы.
Знакомая нам по советским фильмам цыганская вольница да бесшабашное ничегонеделание – в прошлом. Ошмянские цыгане, как, впрочем, и их соплеменники в других местах, живут по законам той страны, в которой осели. Большинство ошмянских цыган работают.
– Раньше цыган с опаской брали на работу – слишком прочно укоренился стереотип, что люди моей национальности не хотят трудиться, да и воруют все поголовно. Приходилось и с властями переговоры вести, и руководителей убеждать, чтобы посмотрели цыган в деле. Теперь этот этап позади. И неудивительно, многие из цыган на одном месте по восемь лет проработали честно и добросовестно, не воруют, не прогуливают, – говорит Артур Егоров, – это потому, что все местные цыгане – верующие. Религию исповедуют разную, как и все в этом крае. Есть среди ошмянских цыган католики, есть православные, есть протестанты.
Цыганские свадьбы в Ошмянах празднуются по местным обычаям – невеста в белом платье, под фатой, гости предпочитают светские наряды цыганским.
– Правда, дочь моя старшая, Снежана, сбежала с женихом, взыграла цыганская кровь, – рассказывает барон. – Выкрасть невесту – целиком в цыганских традициях. А теперь она – мать четверых детей, в заботах о доме и семье. Но и семьи цыганские стали не такими многочисленными, как раньше. Двое, трое детей, редко четверо. Многодетные семьи на льготных условиях жилье получают, как и все граждане Беларуси.
Младшая дочка Егоровых, Кристина, в этом году заканчивает девятый класс и специальность себе избрала самую что ни на есть современную и далекую от цыганских традиций – техника-программиста.
Единственное, что строго сохраняется в цыганских семьях и что, по мнению Артура Егорова, позволяет цыганам оставаться нацией, – это язык, на котором в цыганских семьях говорят все, к нему с рождения приучают детей. И хотя нет уже в цыганских семьях ни книг, ни учебников на родном языке, но именно на нем говорят первое слово малыши.
– Если исчезнет язык, цыгане как нация перестанут существовать, – с грустью замечает Артур Егоров. И тут же отмечает, что единого цыганского языка уже нет.
– Порой белорусским цыганам трудно понять литовских или румынских, хотя все мы как бы на цыганском языке говорим. В межнациональных семьях чаще детей приучают говорить на том языке, которым пользуется общество.
В стопроцентно цыганской семье Егоровых чтут и цыганские, и белорусские, и местные ошмянские традиции. И кулинарные предпочтения у каждого свои – любят здесь и драники, и пельмени, и манты, и шашлык.
– Цыгане, когда кочевали, видели разные национальные кухни и из каждой брали самые лучшие рецепты. Поэтому и кулинарные предпочтения моего народа разнообразны. А традиционные цыганские блюда чаще всего готовили из курятины.
По материалам «Гродзенскай праўды»