Супруга вилейского поэта Ивана Лашутко: «Замужем» нужно произносить раздельно, я действительно была за мужем (ФОТО)
Иван Лашутко ушел из жизни 10 лет назад. Учителю, поэту и публицисту 10 ноября исполнилось бы 80 лет. Его супруга, Вера Владимировна Лашутко, охотно согласилась на интервью с корреспондентом Край.бай.
Справка Край.бай: Иван Иосифович Лашутко родился в деревне Бояры Вилейского района в 1933 году и умер в 2004-м. Его имя занесено в книгу «Память» Вилейского района. Ивану Лашутко принадлежат сборники стихов «Свята дваіх» (1992 г.), «Край верасоў» (2000 г.), «Святло слова» (2003 г.). С 1996 года – член Союза писателей Беларуси. На его произведения нашими земляками – Александром Высоцким, Татьяной Захарич, Леонидом Гайчуком и другими – написаны песни. «Край мой верасовы» (музыка Александра Высоцкого, исполнение солиста ансамбля «Сябры» Сергея Герасимова) стала гимном Вилейщины. Последние годы Иван Лашутко работал в СШ №3 Вилейки.
Мы сели за стол как раз в той комнате, где до последнего дня творил поэт. И разговор начался…
Мне шел 17-й год, когда Иван проявил знаки внимания
– Как Вы познакомились с поэтом?
– Это достаточно необычная история, которая удивила многих. Я училась в 10-м классе Латыгольской школы (Вилейский район), Ивану было 27 лет. После окончания Белорусского государственного университета имени Ленина (сейчас БГУ) в конце 1950-х он приехал к нам работать завучем и учителем белорусского языка и литературы (Иван Лашутко родился в Боярах, в 15 км от Латыголи). Это был один-единственный 10-й класс, всего 15 учеников, среди них только три девочки, поэтому они были в почете. Уже на первом уроке мы увидели, что Иван Иосифович – неординарный человек, прекрасно знающий литературу. Он сразу нас всех очаровал. Позже он расскажет мне о том, что еще в студенчестве с однокурсниками посмотрел спектакль в театре имени Горького в Минске, где главной героиней была десятиклассница Галина Роксанова. Она настолько понравилась студентам, что они несколько раз ходили на этот спектакль. Потом Иван признался, как был удивлен, что в этой глухой и забытой богом деревне он увидел за партой очень похожую на ту Галину ученицу. В какой-то момент, видимо, он решил для себя, что я его судьба. А я и предполагать не могла, он ведь учитель! Прошло где-то полгода. В феврале на уроке литературы он спросил, кто прочитал роман Ивана Шамякина «Крыніцы». Оказалось, что я одна. Иван Иосифович попросил меня остаться после уроков и пересказать. Мне показалось это странным, конечно, но я как добросовестная ученица осталась. В романе Шамякина был эпизод, как завуч Орешкин полюбил ученицу Раю. Я думаю, что так он хотел дать мне понять, что бывают такие случаи, когда между ученицей и учителем вспыхивают чувства. Иван начал приходить к нам домой, когда я оканчивала школу. Мама с бабушкой сразу сказали: «Иван – толковый». В деревне все наповал пили, а Иван – совершенный трезвенник, и жизнь так прожил, принципиально даже сто грамм не пил.
– А когда расписались?
– После школы я поступала в тот же университет. Иван переживал, что уеду, что «схватят» другие. В тот момент он уже сделал мне предложение и говорил: если я не стану его женой, то он потеряет смысл жизни. На его счастье, в 1959 году вышел приказ о том, что поступить в университет можно либо с педагогическим стажем, либо сдав один экзамен на «пять». На стационар я не прошла: сдала на «четыре». Пришлось сдавать все экзамены по программе. В конце концов поступила. Потом всех нас отправили работать. Я приехала в Вилейку, районо направило меня на место декретницы пионервожатой в Залесье, потом в Фальки, Сосенку – везде работала по три месяца (декретный отпуск тогда был только три месяца). А на следующий учебный год я поехала учиться. Иван настаивал, чтобы я перевелась на заочное. Пришла к декану и думаю: если начнет отговаривать, останусь. А он взял и сразу подписал заявление. В сентябре 1960-го без всяких торжеств мы расписались, прожили вместе 44 года.
Иван Лашутко слева. Вожатый в пионерлагере
В музее при Ильянской школе с поэтом Миколой Кутасом и подругой Евгенией Сонич
Иван Лашутко – завуч Латыгольской школы, Вера – ученица 10-го класса, 1959 год
Вера Владимировна, 1961 год. Первый год совместной жизни
Вера и Иван Лашутко, 1961 год
Иван Шамякин помог нам с квартирой
– Почему решили перебраться в Вилейку?
– Позже мы работали в Латыгольской школе вместе. Иван построил дом. В 1960-х нельзя было держать коров, а у нас Лиля и маленький Миша. Молоко можно было купить только за 25 км в Молодечно. С каждым годом в школе учеников становилось все меньше. Однокурсник Ивана Виктор Рудаковский работал первым секретарем райкома, сказал: «Переезжайте!». Был 1973 год. Мой дядя приютил нас в своем доме в Вилейке. Мы с Иваном жили в комнатке с одним окном. Нам было очень трудно без своего жилья, хотя семья дяди приняла тепло. Иван Шамякин тогда был председателем Верховного Совета БССР, знал, что муж пишет стихи, оставлял отзывы, некоторое время они переписывались. Иван поехал к нему и попросил помочь с жильем. Иван Шамякин дал ему бумагу с грифом Совета, и нам выделили в Вилейке квартиру.
– А с кем еще из известных писателей дружил Ваш супруг?
– Он переписывался с Пименом Панченко, Данутой Бичель-Загнетовой, Вячеславом Адамчиком.
– Каким Иван Иосифович был в молодости?
– Веселым и романтичным. Любил гармошку и самодеятельность. Его бывший ученик Дмитрий Новиков (сейчас работает в газете «СБ») вспоминал, как однажды школьниками гуляли по деревне, вдруг видят, на мотоцикле едет завуч (Иван Лашутко) в полной мотоциклетной экипировке. Это была роскошь, потому что в то время на весь колхоз был один грузовик. Дима был умный ученик, но очень шустрый. Однажды провинился: пускал на уроке солнечных зайчиков. Иван Иосифович вызвал его в кабинет и отчитал: «Ты сорвал урок, напугал всех девочек, думаешь, если отличник, тебе все можно?».
– Он был поэтом по жизни?
– Иван учился в Ильянской школе. Ходил пять километров из Бояр пешком зимой и летом. Когда на улице была сильная метель или слякоть, техничка разрешала ему с другом переночевать в классе, но чтобы никому не говорили. Были послевоенные голодные годы. Иван рассказывал мне, что брал с собой поесть вареную свеклу или горох.
Двоюродный брат Ивана Дмитрий Ляшкевич (бывший учитель гимназии №1 «Логос» в Вилейке) рассказывал, что Иван писал с детства. В «Пионер Беларуси», например, писал еще учеником. А за год до учебы в университете работал журналистом в советской газете при МТС (машинно-тракторная станция), объезжал на велосипеде деревни, собирал материалы и писал.
Квартира, которую помог получить Иван Шамякин, находится в доме по улице Комарова. В посадке деревьев принимал участие Иван Лашутко. Памятный знак установили во дворе летом
Поэт переживал, что люди говорят на русском языке
– Иван Иосифович писал только на белорусском языке, какое значение он ему придавал?
– Да, он писал только на «беларускай мове». Общались в жизни мы и на «мове», и на русском, как когда. Я ведь всю жизнь преподавала русский. А он очень переживал, что все кругом говорят на русском языке и что белорусскоязычных школ мало. Душа его болела, что «мова ў заняпадзе». Он писал об этом в стихах. А я ему говорила, что силой язык не привьешь, его надо учить с детского сада. Тогда бы все общались на белорусском.
– А переживал ли, что люди перестают читать лирику?
– Очень переживал, скажу строками Марины Цветаевой: «Моим стихам, как драгоценным винам, наступит свой черед…». И об этом он тоже писал (Вера Владимировна зачитывает по памяти строки из стихотворения мужа):
Складаю верш, як зруб – вянец к вянцу,
А сэрца – самы шчодры памагаты.
І ўсю любоў, як маці першынцу,
Я аддаю яму ў палёт крылаты…
Этот сборник (самый первый сборник стихотворений Ивана Лашутко «Свята дваіх») лежит на столе рядом с Библией. Я и дочь Лиля были первыми читателями еще «свежих» стихотворений, дочь во всем очень его поддерживала.
С трехлетней Лилей
С дочерью в Москве, 1975 год
Сын Михаил. Служба в Мурманской области, 1990 год
– Какие места в городе или за городом вдохновляли поэта?
– Родительский дом в Боярах. А песню «Край мой верасовы» (считают гимном Вилейщины), например, он написал, возвращаясь от моего отца из Латыголи. Иван был на пенсии и почти каждую неделю навещал его. В одну из поездок он долго ждал автобус в Вилейку, и в это время родилось стихотворение. На музыку его положил вилейчанин Александр Высоцкий. А солист ансамбля «Сябры» Сергей Герасимов выступал с этой песней.
– Помните выход первого сборника?
– В 1992 году мы приехали в Молодечно в типографию «Победа». Сборник «Свята дваіх» вышел тиражом в 3 000 экземпляров. Нам дали две тяжелые связки книг. Много сборников Иван подарил библиотекам, родственникам. Название книги каждый интерпретирует по-разному, Иван вложил в него свой смысл – встреча читателя и поэта. С книг он ничего не имел. Финансово Ивану помогал директор завода «Стройдетали» Сергей Жук. Они как-то познакомились, Сергей Михайлович проникся творчеством супруга, а потом начал помогать. Он поддерживал его больше всех.
Вера Владимировна хранит сборники поэта на полке в комнате, где он творил последние годы. Рядом – фотография Ивана Лашутко
– Чем еще увлекался Ваш супруг?
– Всю жизнь он любил что-то садить. Вот здесь (указывает во двор) все деревья посадил Иван. Ни одного такого «зеленого» района больше в городе нет.
Сейчас я вспоминаю, что Ивана можно было найти или в библиотеке, или на огороде, или в церкви. Последние годы писал рассказы: «Прывітанне ад Вікторыі», «Лета ў Бярэзаве». Много занимался публицистикой, еще при жизни сделал альбом со своими публикациями из «Настаўніцкай газеты», писал на тему воспитания и места человека в обществе, не раз побеждал в конкурсе «Золотое перо». Он на все находил время. И сделал все: посадил дерево, построил дом, вырастил детей. Знаете, произносить слово «замужем» нужно раздельно, я за Иваном была как за каменной стеной, действительно за мужем. Его отсутствие чувствовалось во всем. Первый год, когда мужа не стало, я ни секунды не могла прожить без слез.
Супруги вместе
Юлия ЛАХВИЧ
Фото автора и из архива семьи ЛАШУТКО