«С ними дети учатся быть добрее». Как особенная девочка из Вилейки изучает мир в обычной школе (фото)
Алисе Черепович 12 лет, и у нее аутизм. 1 сентября девочка пошла в интегрированный пятый класс СШ №5 Вилейки. Алиса любит школу и детей и тянется к знаниям. Как особенные дети учат обычных добру и чуткости, в репортаже Край.бай.
«Алиса всегда стремилась к детям»
Семья Алисы Черепович живет в Вилейке. В городе с особенными детьми еще работают в СШ №1 и начальной №6. Ближайшая к дому, которая принимает детей с особенностями развития, – пятая школа. Здесь учатся 22 ребенка с задержкой психического развития и интеллектуальным недугом. В этой школе Алиса занимается третий год.
– Она всегда очень стремилась к детям, – рассказывает папа девочки Сергей Черепович. – Сначала мы ходили в обычный детский сад. Потом в первый класс пришли сюда, но через год перевелись в коррекционно-развивающий центр. Решили, что там педагоги опытнее, и Алисе будет больше внимания. Но она сама захотела в школу, и дети ее приняли.
Алиса с папой
Перемена. Коридоры наполнены обычным школьным шумом. Темноволосая девочка с большими глазами растерянно и слегка неуклюже ступает в небольшой уютный класс.
– Алиса, какой у нас урок? – спрашивает учитель-дефектолог Галина Балаш.
– Математика!
– А тебе нравится математика? – спрашиваю я.
– Нравится! – громко отвечает Алиса и аккуратным почерком по клеточкам выводит: «8 сентября. Классная работа».
Для многих детей с аутизмом просидеть 45 минут урока – целое испытание. Их поведение часто серьезно отличается от того, как ведут себя сверстники, потому что у них иное восприятие мира. Неизвестно почему дети с этим психологическим расстройством не стремятся к общению, порой повторяют одни и те же движения, автоматически дублируют чужие слова. Могут не всегда понимать значение слов, но прекрасно чувствуют отношение к себе. Они хотят, чтобы их понимали, но не знают, как это сделать.
«Рядом с ними дети учатся быть добрее»
Интеграционное обучение в СШ №5 работает несколько лет, говорит заместитель директора по учебной работе Ольга Трусевич. Идея интеграции заключается в том, чтобы особенные дети с разными физическими возможностями могли находиться среди обычных и научиться взаимодействовать с этим миром.
– При совместном обучении выигрывают и одни, и другие, – считает Ольга Трусевич. – Интеграционное образование помогает особенным деткам лучше адаптироваться в обществе, а обычные дети рядом с ними учатся добру и чуткости, понимая с юных лет, что не все такие, как они.
Учатся особенные дети в одном классе с обычными, но в зависимости от сложности заболевания основные предметы изучают с учителем-дефектологом по программе специального образования.
– Главная наша задача – помочь детям адаптироваться среди сверстников и в силу их возможностей дать знания. У Алисы, например, адаптация в начальной школе прошла хорошо, – говорит учитель-дефектолог Галина Балаш, которая третий год занимается с девочкой. – Она научилась самостоятельно работать: читать, считать и писать, причем довольно грамотно благодаря хорошему зрительному восприятию. В ее успехах – заслуга и педагогов, и мамы. Одноклассники, многие из которых ходили вместе с ней в сад, очень ей помогали: научили ходить в столовую, подниматься и спускаться по лестнице. В этой школе создаются все условия для ее физического и психического здоровья. А в ближайших планах – оборудовать в классе для Алисы комнату отдыха, чтобы во время урока она могла посидеть, поиграть в куклы.
Алиса с учителем-дефектологом Галиной Балаш во время урока
«Ей нужно общение, так легче познавать мир»
К совместному обучению в интегрированном классе родители обычных детей относятся по-разному, но большинство понимает, что особенные дети не делают ничего плохого, и с ними можно учиться, отмечает заместитель директора школы.
– В этом, – считает Ольга Трусевич, – заслуга наших учителей, которые проводят большую работу и с детьми, и с родителями. В нынешнем году мы сформировали два интегрированных первых класса, а всего их в школе – семь. С особенными одноклассниками дети дружелюбны, те не чувствуют себя лишними и ущемленными в чем-то.
Родители Алисы убеждены, что интегрированные классы в школах должны быть. Особенные дети хотят общаться, познавать мир и радоваться. Они не лучше и не хуже своих сверстников, они просто другие.
– Если бы Алиса училась дома, ее жизнь была бы однообразной: учитель пришел домой, провел урок и ушел. Мы уже видим, что рядом со сверстниками она очень повзрослела. Хоть по своей натуре она – одиночка, ей все равно нужно общение, так легче познавать мир, – считает мама Алисы Наталья.
Юлия ЛАХВИЧ
Фотографии автора