Опубликовано: 20 мая 2020, 17:55
893

Путепровод в Молодечно стоил 5 миллионов советских рублей и строился под пуск троллейбусов

Балка путепровода в Молодечно длиной 33 метра, которая при его строительстве соединила правую и левую часть моста, была заложена 45 лет назад, 20 мая 1975 года.

Весь автомобильный мост над железной дорогой строился почти 4 года – с февраля 1973-го. Путепровод был открыт для движения в январе 1977 года.

Необходимость путепровода назрела из-за электричек

Первый секретарь Молодечненского городского комитета Коммунистической партии БССР Константин Турович помнит это строительство с первого до последнего дня.

Заслуженному работнику промышленности Республики Беларусь Константину Ивановичу Туровичу сейчас 79 лет, живет в Минске. Он рассказал kraj.by:

– Молодечненскую городскую коммунистическую организацию я возглавил, когда мне было 32 года. В 1973 году необходимость соединить две части Молодечно, разделенные железной дорогой, была очень актуальной. В 1967 году стали ходить электрички на Минск. 22 электропоезда в сутки. Переезд возле мясокомбината из-за этого часто был закрыт. Люди, которые ехали на работу, постоянно опаздывали. А опаздывать, например, на завод «Спутник», было нельзя, потому что он выполнял спецзаказы на военную продукцию для всего СССР.

Константин Турович рассказывает, что рассматривалось три проекта автодороги, которая пересечет железнодорожные пути и соединит две части города. Выбрали самый дорогой – путепровод над железной дорогой.

Город разделяла железная дорога

Изображение 1

Заказчиками выступили сразу три высокие ведомства – Министерство путей сообщения СССР, Министерство дорожного строительства БССР и управление коммунального хозяйства Миноблисполкома.

Подрядчиками стали латыши. Начинал строительство рижский трест «Мостострой». В Молодечно под эту грандиозную стройку специально создали Передвижную механизированную колонну (ПМК). Ее возглавил начальник из Могилева, который привез с собой пять специалистов. Весь остальной штат работников набрали в Молодечно.

– Строительство обошлось более чем в 5 миллионов советских рублей, – вспоминает Константин Иванович. – Все согласовывалось не где-нибудь, а в Госплане СССР. 23 февраля 1973 года активисты забили первые сваи путепровода и пошли в Дом культуры железнодорожников на торжественное собрание, посвященное Дню Советской армии и военно-морского флота.

Копер для забивания свай, экскаватор, стройдетали: сваи и сваи-оболочки

Изображение 2

– Но ведь на будущей строительной площадке были дома, – продолжает свой рассказ Константин Турович. – Там люди жили. Как сейчас помню: при сносе домов им выделили 144 квартиры. С жильем было туго, но для такого дела пришлось найти, куда отселить молодечненцев.

Рядом были жилые дома

Изображение 3

Изображение 4

Строительство стало целой отдельной историей. Постоянно проводились планерки, выпускались газеты-молнии, рассказывающие о буднях стройки. В ней особо активное участие принимали комсомольцы. Своих работников не хватало, было много приезжих, но доверяли только высококвалифицированным мастерам.

Высоту моста мерили чуть ли не рулеткой

– 33-метровая балка, уложенная ровно 45 лет назад, соединила путепровод, который строился с двух сторон железной дороги, в одну целую конструкцию. Приезжали специалисты, мерили высоту от рельса до этой балки чуть ли не рулеткой. Она должна была быть, насколько я помню, не менее 7,5 метра, чтобы под путепроводом спокойно проходили вагоны, – рассказал наш собеседник.

Высота моста должна была быть не менее 7,5 метра

Изображение 5

Это был важный этап строительства, но далеко не последний, потому что на эту балку укладывались другие конструкции. Объявлялись конкурсы на лучшее благоустройство путепровода. И стройка еще продлилась более полутора лет.

– 30 декабря 1976 года подписали документы о сдаче строительства. В январе 1977-го путепровод открыли, – уточнил Константин Турович.

Строительство продолжалось почти 4 года

Изображение 6

Изображение 7

Изображение 8

Изображение 9

Для пуска троллейбусов по путепроводу не хватило 2 000 человек населения

– Теперь, наверное, никто не помнит, что путепровод строился под пуск по нему троллейбусов, –   отмечает Константин Турович. – Мы с председателем горисполкома Евстафием Константиновичем Стаховским тогда даже в Москву ездили. И нам сначала обещали решить вопрос с троллейбусами. Одно троллейбусное кольцо должно было быть в Здемелево, второе – возле моста через Ушу, по дороге на Вилейку. Но для того чтобы пустить троллейбус, в городе должно было проживать 100 тысяч человек. Стали обращаться в статистические организации и узнали, что в Молодечно – 98 тысяч. И комиссия госплана СССР нам отказала в пуске троллейбусов. Всего 2 000 человек не хватило. Все документы по организации троллейбусного движения до сих пор где-то в архивах лежат. Вот, когда наберем в моем родном городе 100 тысяч людей, тогда можно будет эти документы поднимать и пускать троллейбусы, – сказал, улыбаясь, Константин Иванович.

Сергей ЗЕНЬКО
Фотографии предоставлены kraj.by заместителем директора по науке Минского областного краеведческого музея Эльвирой ЯХИМОВИЧ

Читайте также

«В качестве безграничной благодарности…» Футбольный клуб «Молодечно» бесплатно свозит болельщиков в Островец на финальный матч сезона-2024
Футбольный клуб «Молодечно» объявил о том, что организует бесплатную поездку своих болельщиков из Молодечно в Островец на свою финальную игру сезона-2024 с местной командой города атомных энергетиков.
В Вилейской больнице провели консультации преподаватели столичного медвуза
Вилейскую центральную районную больницу посетили профессорско-преподавательский состав Белорусского государственного медицинского университета.
Конфликт двух мужчин в Молодечно закончился для одного из них ограничением свободы на 3 года и штрафом 50 базовых
Прокуратура Молодечненского района поддержала в суде государственное обвинение по уголовному делу в отношении 40-летнего местного жителя, ранее неоднократно судимого, которому инкриминировано умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения, то есть повреждения, не опасного для жизни и не повлекшего последствий, предусмотренных ст.147 Уголовного кодекса Республики Беларусь, но вызвавшего длительное расстройство здоровья на срок до 4 месяцев.