87-летняя жительница Браславского района делится секретами хорошего зрения и настроения: «Гляджу на сонца і пчол»
У Алины Адольфовны Жук необыкновенные голубые глаза, очень ясные и молодые.
Как будто в них отразилась красота и глубина Браславских озер, в окружении которых она живет 87 лет, а выглядит куда моложе, пишет «Комсомольская правда в Белоруссии».
Алина Адольфовна Жук. Фото Раисы Юдиной
– Дык я ж жыву ў дачушкі! – с юмором отвечает на комплимент Алина Адольфовна. – І добрыя ў мяне ўсе: дзеці, унукі, праўнукі. Шэсць праўнукаў – я ўжо багатая! І ў магазінах цяпер усё ёсць. Я думаю: божачка, хоць бы вайны не было, і не гаравалі, як я гаравала… Нас у мамы чацьвёра засталося, як тата памёр. Мне, малодшай, 8 месяцаў было, старэйшай сястры – 17 гадоў. Як ні было цяжка, а мама ніводнага нікуды не адправіла! А цяперака пры жывых бацьках дзяцей раскідваюць...
«Перажагнаюся, скажу: «Божанька, дай мне вочкі!» – і гляджу як сонца ўстае»
Из всех четверых детей в семье только один закончил школу и получил высшее образование. Обычно для школьников из бедных семей обучение прекращалось с наступлением морозов – не за что было купить обувь, а босиком по снегу не находишься. Но брат Вацлав сам выстругал себе «дзеравянікі» – деревянные башмаки и ходил в них за два километра в школу. У него, по словам Алины Адольфовны, были такие уникальные способности, что его сразу приняли во второй класс польской школы (Браславщина до 1939 года была в составе Польши). Учитель уговаривал маму, мол, пусть только сын школу не бросает, будет ученым. Так и вышло. Вацлав Адольфович Немкович закончил политехнический институт, работал в институте тепломассообмена Академии наук, получил несколько патентов на изобретения. А известным на всю страну его сделала активная гражданская позиция – он до последних своих дней был председателем «Христианского объединения «Куропаты».
Отличной памятью и умом отличалась и старшая сестра. Выучиться ей не удалось, но она много лет выписывала и с удовольствием читала журнал «Наука и жизнь».
От сестры Алина Адольфовна больше 20 лет назад узнала об удивительном способе улучшить зрение.
– У 60 гадоў я ўжо была ў ачках. А сястра кажа: «Сястрыца, глядзі сонца. Мне пры Польшчы доктар так сказаў: «Паглядзі сонца». І яна ачкі кінула! Каб хто казаў, можа, не паверыла б, але гэта так. У мяне тут якраз на Слабодку дужа хораша сонца ўскатваецца. Як толькі зара займецца, я ўстаю. Перажагнаюся, скажу: «Божанька, дай мне вочкі» – і гляджу, як сонца ўстае, пакуль стрэлкі ад яго не пойдуць і яно ад зямлі не адскочыць. Разы тры паглядзела, ачкі кінула, туман з вачэй прайшоў – і па сягоняшні дзень! Я кажды год так раблю. І сёлета два разы глядзела.
Вот здесь всходит солнце. Вдалеке виднеется костел в д. Слободка
Для этих сеансов солнцетерапии далеко ходить не надо. Несколько шагов с крыльца дома, и перед тобой с холма открывается такой вид – дух захватывает. Браславщина во всей ее красе, и восходящее солнце ее только подчеркивает: изумрудные луга, зеркальная гладь озера, вдалеке башни костела в Слободке, одного из самых красивых в Беларуси.
Костел в Слободке, который Алина Адольфовна видит в лучах восходящего солнца – один из красивейших в Беларуси
«Калі якое расстройства – я сяду, гляджу, як пчолы лётаюць, як работаюць»
А Алина Адольфовна на здоровье и не жалуется. В больнице лежала, только когда суставы меняли на бедре и на колене.
– Ногі сталі балець. Гляджу целевізар і думаю: «Божачка, усё мяняюць. Няўжо калі і ногі памяняюць? Мне ж так ногі баляць». Дачакала! Гэта дзякуй дачушцы. Каб не яна – у калясцы б ездзіла. І цяпер трохі баляць. Але мілыя мае, да такіх год дажыць, і каб нічога не балела!? З жалудкам не каюся – магу і жаранае, і паранае, усякае. І кусок мяса мне нада з’есці, і жыру на хлеб намажу...
– И глаза у врача никогда не проверяли?
– Не. Мужык мой купіў сабе ў Рызе ачкі «плюсавыя». Я памерыла – падышлі! Так і насіла колькі гадоў.
– Хорошо. Почитайте мне что-нибудь!
Беру первое, что попадается под руку – коробку печенья, на которой сбоку слегка размытыми буквами размером со стандартный газетный шрифт что-то написано красным по белому.
– Изготовитель кондитерская фабрика «Белогорье», Россия, Белогородская область, – уверенно (особенно для трех классов образования) читает пожилая женщина, держа коробку на расстоянии примерно 30 сантиметров.
– Добра віжу, што напісана! – уверяет Алина Адольфовна. – І здалёку віжу. На гарэ будзе на той машина – я віжу. Пчол гляджу. Мне ж нада паглядзець – і рамачку, і ці ёсць чарвячок («зародыш» пчел размером около 2 мм – ред.). Кнігу пра пчол чытаю.
Луция Иосифовна, ее дочка, признает, что мамин метод коррекции зрения у нее не сработал:
– Мама и правда все хорошо видит уже больше 20 лет. Но, наверное, не каждому такой способ подходит. Если близорукость или давление глазное повышено – наверное, не поможет.
– Сонца ўжо ў полпятага – у пяць усходзіць. Я рана лажуся – у дзевяць, і ўстаю рана. А яны ж усе спаць хочуць, – смеется Алина Адольфовна. – Устану, на кухню іду, памалюся богу, кофе пап'ю. Лета цёплае – на вуліцу выхаджу кофе піць. Тады іду да сваёй фермы…
Фермой она называет свою пасеку. Эти ульи, как и дом, баньку на берегу озера когда-то строил ее покойный муж.
– Мужык талковы быў. Усю жызнь абжываліся, а як жыць – нада ўміраць, – рассуждает Алина Адольфовна. Но это слова. На деле она сама ловко управляется со своей «фермой»:
– Я знаю, што ў якім доміку тварыцца. У мяне ж досачкі, рамачкі вычышчаны. Сама драты нацягваю па сягоняшні дзень. Ці якое растройства, ці што што – я сяду, гляджу, як яны лётаюць, як работаюць. Бывае, што кусаюць. Да іх нада ісці чыстым, чыста адзеўшыся, каб запаху лішняга не было.
«Пры камуністах у магазіне нічога не было, і зямлю жалелі, калі ты не ў калхозе»
За остальное хозяйство – корова, свиньи, куры – отвечают дочка с зятем. Несколько лет назад они вернулись из большого города на родину, в деревню, где не наберется и 15 домов среди холмов и озер – ну просто Швейцария! Хозяйство кроме них держат еще две семьи. На всех есть один конь, которого они по очереди забирают на зимовку.
– Райская жызнь цяпер! Усяго ёсць: хлеба ёсць, сліваў навалам, груш, яблыкаў, цвяты цвітуць, – констатирует Алина Адольфовна, сравнивая с тяжелыми временами своего детства и молодости. – Даўней не было такога, каб пайшоў і купіў. Мукі не хватае, пойдзем з мамай, каласоў нарвём, высушім, зярно пачысцім. Мама спячэ какорку – булку такую, на чатыры часці падзеліць – хочаце ешце, а хочаце глядзіце. І болей нічога.
Зямлі ў мяне 5 сотак было пры камуністах. Яны скупыя – у магазіне нічога няма, і зямлю жалелі, калі ты не ў калхозе. У калхоз толькі з мужыком бралі. А ён у мяне страіцель, на стройках работаў. Я адна прыйшла, а прэдседацель мне: «Што, дзяцей прыйшла гадаваць?» Так і не ўзялі ў калхоз. Пяць сотак гэтыя кажды год перамервалі. Я карову купіла, як на пенсію пайшла, ужо можна было. А цяпер і зямлі хватае, а некаму работаць. І як васстанавіць гэту дзярэўню?
– У вас же Прибалтика рядом, многие туда переезжали из ваших мест. Никогда не хотели переехать?
– Не. Мужык дужа зваў. А я: «Нікуды не паеду, буду каля сваіх». Тут і сястра, і мама, дзяцей двое. Не паехалі – і дзякуй богу. Я і работала тут недалёка – у Слабодцы ў малочным цэху, а пасля ў псіхбальніцы санітаркай 22 гады. Ні разу не папала, каб хто ўдарыў ці што. А былі ўсякія там. Але я да іх акуратна – і яны акуратна. Як прыду з отпуска, падходзяць, гладзяць па плячы… На пенсію ў 50 год пашла. І за няньку, унукаў гадаваць. Выраслі ўсе дружныя, няма ні спораў, ні здораў. І дзеці, і ўнукі жывуць, дзяцей гадуюць. Развадных нікога нет.
…Сегодня обычные выходные, а к Алине Адольфовне съехалось десятка полтора гостей. И все самые близкие: внуки, правнуки, племянники. Для всех здесь хватает и места и душевной теплоты. Даже для меня ее хватило! Я увожу ее с подарком – баночкой душистого меда с пасеки Алины Адольфовны и с мечтами о том, что я сюда еще не раз приеду в гости и увижу восход солнца.
Компетентно
Врач-офтальмолог: «Улучшение ближнего зрения у пожилого человека возможно»
– Использование благоприятного воздействия энергии Солнца существует в различных направлениях альтернативной медицины. Как врач-офтальмолог я подтвердить пользу подобных практик для зрения, разумеется, не могу. В данном случае вера в оздоровительные для зрения лучи восходящего солнца – это, наверное, результат влияния внутренней поэтики и тонкой душевной организации женщины, живущей в гармонии с окружающим ее миром.
Самопроизвольное улучшение ближнего зрения у человека, уже имевшего опыт ношения пресбиопических («плюсовых») очков, возможно. Но это может быть, например, следствием уплотнения ядра хрусталика глаза. Так может проявляться на начальной стадии одно из наиболее часто встречающихся в этом возрасте глазных заболеваний – катаракта, которая успешно лечится хирургически. Так что, несмотря на отсутствие жалоб, я все-таки очень рекомендую Алине Адольфовне пройти обследование и желаю ей и ее большой дружной семье крепкого здоровья и благополучия, – прокомментировал историю врач-офтальмолог/хирург высшей категории Вадим Мурашко.
Раиса ЮДИНА
Фотографии автора