«Главное – любить то, что делаешь!» Вилейский фельдшер ушел из поликлиники в школу и не жалеет
У 35-летнего Сергея Стрежа – два образования. Он фельдшер и учитель. Уже второй год он преподает химию в школе №5.
«Шесть лет непростой учебы, неужели впустую?»
Сергей Стреж родился и вырос в Вилейке. Учился в той самой школе №5, а после 9 классов решил поступать. Пошел в медицинский колледж.
– О работе в медицине я никогда не мечтал. К 9 классу понял: надо определиться с профессией. Хорошо шли химия и биология. Быть учителем не хотел. Оставалось только податься в медицину. Поступил в медколледж и рассуждал так: отучусь, а дальше видно будет. В итоге выучился на фельдшера-акушера, махнул рукой на дальнейшее образование и пошел работать. Начинал в амбулатории в Нарочи. Там я практически вторым врачом был: и давление измерял, и капельницы ставил, и прием вел, и по вызовам катался. Работы, конечно, хватало, но обо всем вспоминаю с улыбкой, – откровенничает педагог.
Сергей Стреж ушел из медицины в школу
Сельских жителей молодой фельдшер обслуживал 4 года, а потом перебрался в Вилейку, устроился в поликлинику помощником врача-терапевта и решил учиться дальше.
– Я уже сам зарабатывал, поэтому мог оплачивать учебу. Сидел и думал, куда пойти, и выбрал Гродненский государственный университет. Подал документы на факультет биологии и экологии. Собирался в природоохранную инспекцию, но ее реорганизовали, когда я еще студентом был, – продолжает Сергей.
Пока учился в университете, работал в поликлинике. В общей сложности отдал медицине 14 лет. И продолжал бы дальше, если бы однажды его бывшая учительница, завуч средней школы №5 Татьяна Гучок, не позвала поработать в школе.
– Одна из специальностей в моем дипломе – преподаватель химии и биологии. Когда отучился, диплом положил на полку с мыслями: может, когда-то и пригодится. Но про школу вообще не думал: в медицине я был уже состоявшимся специалистом с хорошим опытом. А в СШ №5 в прошлом году учителя химии не хватало. Мне предложили попробовать. Пришел домой и думаю: диплом есть, шесть лет непростой учебы, неужели впустую? Пойду-ка попробую, что это такое. Пошел. Понравилось! Вот тогда я вспомнил слова педагога, которая, обучая нас методике преподавания, однажды сказала: «Рано или поздно вы все окажетесь в школе!» Тогда я рассмеялся, о чем это она? – улыбается педагог. – В октябре прошлого года взял в школе полставки, совмещая учительство с работой в поликлинике. Преподавал в 9-х классах химию и параллельно работал помощником терапевта. Вел прием, обслуживал 6-й и 12-й участки района «Зенит». А на следующий учебный год ушел из медицины.
«Рядом с ними я себя 20-летним ощущаю»
Мы на пороге кабинета химии. В просторном школьном коридоре туда-сюда снуют дети. В класс, из класса, из одного конца коридора – в другой. Останавливает их только звонок на урок.
– Сергей Аркадьевич, а надо было таблицу Менделеев учить? – спрашивают у учителя.
– Конечно! – улыбается он.
– Фу-у-у-х! Не зря я ее выучил! – протягивает семиклассник и усаживается за парту.
У 7 «Б» – химия. Сергей Стреж ведет предмет еще в 9-х и 11-х классах, у пятиклашек – человек и мир, у старшеклассников – медподготовку. А еще он – классный руководитель в 5 «А».
Учитель большими буквами пишет на доске тему: «Атомы. Относительная атомная масса».
В классе, к моему удивлению, тишина. Дети чертят таблицу, но самые ушлые успевают работать, свистеть в колпачок, что-то искать в портфеле и смешить соседа по парте.
– 7-й класс еще можно успокоить, 11-й уже взрослые и сидят тихо. Сложнее всего с 9-ми, но я уже знаю, чем их занять, – смеется педагог и переспрашивает у класса:
– Так где можно атомную массу вещества посмотреть? По карточкам, которые я говорил купить в магазине, либо на форзаце учебника. Повторите!
– В магазине! – раздается с последних парт.
– На форзаце, – поправляет Сергей Аркадьевич и предупреждает о том, что на следующем уроке класс ждет химический диктант.
– Ужас! – снова послышалось с задних парт.
Звенит звонок. И в классе снова тишина. Мы идем по коридору к учительской. Сергей Стреж вспоминает:
– Я, когда в прошлом году в школу пришел, сразу с администрацией честно договорился: попробую, но, если что-то не получится, уйду из школы в этот же день. Справился, значит! – смеется он. – Разница между учителем и медиком все же есть: в кабинет врача приходят за помощью в большинстве своем больные люди. Этот момент сам по себе негативный. А здесь дети, искренние, непосредственные и вечно улыбающиеся. Даже если не готовы к уроку, все равно улыбаются! Я как будто заряжаюсь их энергией, рядом с ними я себя 20-летним ощущаю! Я только когда поработал в школе, понял, как мне не хватало этого детского позитива, – признается Сергей и добавляет, что знакомые отговаривали от школы, мол, там сплошная бумажная волокита.
Ничуть не больше, чем у медиков, уточняет педагог. Основная бумажная работа только у классного руководителя.
– Самое трудное в работе учителя – воспитание. В этом деле у меня опыта мало. Знания давать – одно, но включить отца – другое, это гораздо тяжелее. Здесь же не один ребенок. Их 20! Один с учебой не справляется, у второго поведение плохое – и со всеми нужно как-то договориться, – рассуждает об учительских буднях Сергей.
Свою первую сентябрьскую зарплату на ставку педагог еще не получал. И особо долго на эту тему не рассуждает. Говорит, профессия учителя не из тех, что манит большими заработками. Впрочем, как и медицина.
– Главное, что? Любить то, что делаешь. Я шел в школу осознанно. Сам пришел к директору и попросил. Еще в прошлом году, совмещая, понял, как мне не хватало этих детских эмоций, – говорит напоследок педагог.
Юлия ЛАХВИЧ
Фото автора