Вилейский краевед Анатолий Каптюг: «Первопечатник Иван Федоров – наш человек»
Вилейские историки уверены – российский первопечатник Иван Федоров являлся выходцем из Беларуси и, в частности, из Хотенчиц.
Для архитектора и научного сотрудника Вилейского краеведческого музея Анатолий Каптюга это событие стало знаковым – историк доволен, что исследования дали такой результат.
Kraj.by побывал у Анатолия Каптюга, который подробно рассказал о проделанной работе и о том, что Иван Федоров все-таки был отсюда.
Анатолий Каптюг
– Анатолий Иванович, когда вы начали работать над этой темой?
– В конце прошлого года. Я смотрел по телевизору украинский фильм об Иване Федорове. Авторы рассказывали о его жизни в Москве, Львове... Кульминацией стал момент, когда на экране показали печать Федорова и сказали, что он похож на герб белорусского рода Рагоза. А они и вправду похожи! Вот с этого момента я начал заниматься этой историей.
– Вы работали один?
– Нет, что вы! Один я бы ничего не сделал! В нашем музее есть научный сотрудник Наталья Ефимова. Вот она знает очень много, просто неимоверно! И я, посмотрев этот фильм, пришел к ней и говорю: «Наталья, такое дело...» – и рассказываю ей про всю эту историю с гербами. Мол, похожи очень, и есть ли у нас что-то по этому поводу. Она говорит: «Подожди, у меня что-то было» и достает документы, которые я начал изучать.
– О том, что герб рода Рагоза и печать Федорова совпадали раньше не знали?
– Нет, были подобные гипотезы у Немировского, у Галиченко, но все это – лишь версии. Нам удалось найти подтверждение. В Национальных исторических архивах Беларуси и Литвы есть информация, что Рагозы жили в Луковце, Сервечи, Хотенчицах – это все нынешний Вилейский район. Еще жили в Крайске – сегодня это Логойщина. А в 1528 году была войсковая перепись Великого княжества Литовского. И мне подумалось: это в наше время от армии «косят», а раньше ну никак не могло такого быть. Поэтому, уж где-где, а в этой переписи должны быть все мужики Княжества.
– И сколько Рагоз вы нашли в этих документах?
– Девять человек. И самое важное то, что все они относятся к нашему краю, все они привязаны к Луковцу и Хотенчицам. Других Рагоз нет!
– А герб и печать действительно так совпадают?
– Да, и на гербе, и на печати есть схожий элемент – изогнутая линия со стрелкой. Вряд ли это было просто совпадением. Потом я попытался восстановить родословную и большое количество времени ушло на это. Прошелся по всем линиям Рагоз, в род которых, кстати, входили два митрополита Киевских, и получилась такая картина:
Известно, что Иван Федоров родился между 1510 и 1514 годами, потому что есть информация, что Федоров учился в 1528 году в Краковском университете, но в то время в университеты не брали тех, кому меньше 14 лет. В родословной под Ивана Федорова есть только одно место: и по ветви, и по времени. Именно здесь ему место – Ивану, сыну Федора, у которого был еще старший сын Богдан.
– Можно говорить, что это факт подтверждается на 100%?
– Скажу по-другому, языком милиции: у нас есть достаточно косвенных улик, чтобы полагать, что это правда. Все сходится. Да, у нас нет прямых улик, которые говорят что Иван Федоров из Хотенчиц, но наша информация верна на 99,9%.
– Как ее можно узнать окончательно?
– Нужно обратиться в архивы Польши и России. В литовских и белорусских архивах есть информация о людях и событиях после 1550 года, а там, возможно, будут более ранние сведения. Это поможет окончательно установить истину. Кстати, ещё одно доказательство: в 1968 году польский историк Голубицкий нашел письмо первопечатника, заверенное печатью Федорова. Символ на печати и герб Рагоза - один и тот же. Это серьезное доказательство.
– Получается, что Иван Федоров родился в Хотенчицах?
– Не обязательно. Он мог жить в Вильне, еще где-то. Это ведь род Рагоза был привязан к Хотенчицам, здесь было имение, двор в Луковце, а жить он мог где угодно. Мы думаем, что он учился в Кракове, потом попал в Новгород к митрополиту Макарию, затем он работал в Москве, где издал «Апостола». Потом был Львов.
– Род Рагоза был известным?
– Да, его можно ставит в один ряд с Радзивиллами и Хрептовичами. Одно то, что в роду было два митрополита, говорит о многом. Это потом род распался на множество мелких частей, раздробился. А в то время Рагозы были влиятельными людьми. В архивах Польши и России, кстати, искать сведения будет легко – известны имя, фамилии, годы, есть привязка к месту. Во всем этом большая заслуга Натальи Ефимовой, которая, кстати, нашла косвенное подтверждение привязки первопечатника к роду Рагоз. В свое время она занималась исследованием истории поселение в Луковце и Хотенчицах и докопалась до истины, но с другой стороны.
– Получается, все-таки, Иван Федоров – белорус?
– Да, это так. Но наша цель не уколоть россиян. Задача историков – восстановить события и найти истину. К тому же должно быть просто приятно, что наш, именно наш человек стал печатником. Федоров, Скорина – эти люди имели отношение к Беларуси, это наши люди.
Беседовал Анатолий ЗАНКОВИЧ