Спектаклю «Комедия», который ежегодно открывает театральный сезон в Молодечно, – 20 лет
25 сентября в 18.00 в Минском областном драматическом театре пройдет спектакль «Комедия». Впервые его представили молодечненцам в 1993 году.
Край.бай сообщал об этом ранее.
Репетировали еще в 1992 году
Об истории создания спектакля, курьезных и лирических моментах во время репетиций и сверхзадаче постановки в интервью порталу Край.бай рассказал мастер сцены, композитор и исполнитель роли Дзёмки в спектакле «Комедия» Александр Пашкевич.
– Начинали репетировать еще в 1992 году. С тех пор состав актеров несколько раз поменялся. Например, роль Черта вначале играл Игорь Подливальчев, затем уже на премьере спектакля его играл Андриан Барткевич, после него три-четыре года Чертом был Роман Цыркин, и окончательно эта роль закрепилась за Олегом Чеченевым, – уточняет собеседник.
В основу спектакля легли повести, написанные Каэтаном Марашевским и Франтишком Алехновичем еще в конце 18 столетия. По мотивам повести Владимир Рудов написал пьесу, постановку которой, в начале 90-х осуществил Андрей Андросик. По словам Александра Пашкевича, первое сценическое воплощение спектакль получил на сцене театрального института, теперь государственной академии искусств.
Справка. Андрей Андросик родился 13 июля 1941 года в Самаре (Россия). В 1971 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. В 1972-1994 годах работал режиссером Национального академического театра имени Янки Купалы. В 1995 году Андрей Андросик перешел на работу в Белорусский республиканский театр юного зрителя как художественный руководитель. Однако позже эта должность была упразднена, и он стал главным режиссером театра. Скоропостижно скончался в больнице 3 февраля 2003 года от инсульта на 62 году жизни.
beltuz.by
Нынешний состав актеров спектакля выглядит так: Дзёмку играет Александр Пашкевич, его жену Маланку – Эмилия Леонова, Жида – Сергей Корзей, а роль Черта исполняет Олег Чеченев.
Режиссер оставлял место для импровизации актеров
Рассказывая о постановке, Александр Пашкевич отмечает, что режиссер Андросик строил спектакль таким образом, чтобы в нем оставалось место для импровизации актеров. Именно это, по его словам, и дает возможность ощущать зрителям спектакль современным и сегодня.
– У спектакля конкретные мизансцены, – это вещи, которые актерам нарушать нельзя. Вот, например, в постановке используется прием кукольного театра «Батлейка» – когда движения персонажей напоминают кукольные. Пространство для импровизации актеров ограничивается режиссерскими рамками, и каждый артист использует эту возможность по-своему. Очень много в свою роль внес Олег Чеченев. Он вообще тонкий импровизатор – все, что видит, слышит и подмечает Олег, затем находит отражение в его роли, – делится Александр Пашкевич.
В разговоре с Край.бай он отметил, что «Комедия» уникальна не только сюжетом и актерским составом, в ходе спектакля также используется сложная световая партитура, а особую мистичность событиям на сцене придает игра со звуком, дым и использование ревербератора. Кроме того, у актеров очень сложный грим, автором которого является Константин Маматюк.
– Все герои спектакля очень характерные. Большая заслуга принадлежит Константину Маматюку. Это он придумал грим на основе гумоза, который очень точно подчеркивает основные черты персонажей. Гумоз – специальное вещество, похожее на пластилин, которое клеится на кожу, чтобы вылепить какую-то деталь. И вот уже в течение 20 лет актеры делают себе пятачок, рога, нос картошкой такими, какими их создал Маматюк, – рассказывает Александр Пашкевич.
Особенность «Комедии», по его словам, еще и в том, что монолог одного из персонажей спектакля, Жида, один из самых длинных в истории драматургии.
– По крайней мере, – говорит собеседник Края, – я еще не встречал такого произведения, где монолог персонажа длился бы около 20 минут.
С особой теплотой актер вспоминает репетиционный период, который проходил с участием Андрея Андросика:
– Конечно, было очень много трогательных моментов. С одной стороны режиссер Андросик был строгий, но при этом он всегда заботился о нас, актерах. К примеру, актеров, которые уже были в гриме, с наклеенными усами и носами, он кормил с ложечки, отламывал им бутерброды. А как-то мы репетировали, и у меня уже садился голос, а роль требовала особой громкой интонации, и тут Андросик, видя это, кричит: «Саша, молчи! Я сам крикну».
За что зрители любят «Комедию»
На вопрос корреспондента Край.бай, за что он любит спектакль «Комедия», отвечает:
– Ну, во-первых, он мне нравится за то, что это моя первая серьезная работа. Когда Андросик предложил мне играть в этом спектакле, я был еще неопытным актером. Можно сказать, что режиссер дал спектакль артисту «на вырост». Кроме того, это очень сложная роль в том плане, что я со сцены вообще не ухожу, а нахожусь на ней от начала и до самого конца постановки. Я до сих пор помню те замечания в работе над спектаклем, которые мы получили в самом начале. Помню и наши репетиции, и кажется, до сих пор слышу голос режиссера.
В конце разговора актер признался, что знает, почему спектакль так долго живет и за что его любит зритель:
– Мне кажется, что главный секрет успеха спектакля в том, что в нем идет речь о людях, об их взаимоотношениях, о нашем менталитете. Именно поэтому он существует уже 20 лет, хорошо принимается зрителями. Кроме того, «Комедия» выражает суть – саму природу человеческой души. Этот спектакль отражает мысли и чаяния народа. Режиссер и актеры в спектакле смогли выразить то, что зритель ощущал, но не смог для себя сформулировать. В ходе спектакля затрагиваются самые разные вопросы, но главный из них мой герой произносит в конце: «Куды ісці?» – спрашивает он, и каждый ищет ответ в себе.
Катерина СУШКО