«Здрасьте, педагог! Нам надо юрист – и сразу в «бой». Как мы искали в Вилейском районе работу
Недавно в Вилейке проходила ярмарка вакансий. Некоторые безработные рассказывали, что сидят дома ни один месяц, и все потому, что «нет подходящей вакансии, а если есть, то за смешные деньги». Решили посмотреть, все ли так сложно и поискали работу сами.
Сразу оговоримся: мы не рассылали резюме и не ходили на собеседования. Просто заглянули в банк вакансий государственной службы занятости, позвонили нанимателям и пощупали почву.
Моделируем ситуацию. У нас высшее (гуманитарий) образование. Поиск службы занятости выдал по Вилейскому району 93 вакансии. Зарплаты разные. Больше всего предложений – для врачей и специалистов сельхозотрасли. Мы не врач, и не агроном, поэтому «поле» должностей сразу сузилось. В итоге звонили туда, где, по идее, все шансы найти работу. Но это мы так думали.
В одно из хозяйств района ищут инженера по охране труда. Пугающая пометка к вакансии инженера по охране труда «специалисты-профессионалы в области техники, технологии, не вошедшие в другие начальные группы» гуманитария не пугает. Звоним.
– К сожалению, Вы чуть-чуть не успели, – отвечают нам даже после того, как мы уточнили, что образование педагогическое. – Пришел человек, пробует, но мы еще сомневаемся, но, может, он и останется. Зарплата какая? 1 000 рублей на руки.
Мы раздосадованы и уже готовы прощаться, и тут нам предлагают работу… юристом.
– А образование педагогическое, подходит разве? – напоминаем.
– Думаю, Вы бы справились, – отвечают нам, но предупреждают, что жилья для работников нет, придется поискать самим или ездить на работу из Вилейки. И там тоже снимать. Зарплата, которую нам предложили, не дотянула до 1 000, «700-800, понимаете, все индивидуально».
Во втором хозяйстве, куда мы позвонили, тоже ищут юриста. Но туда нас не берут.
Звоним и объясняем, что образование педагогическое, но готовы учиться новому.
– Здрасьте, педагог, нам надо юрист – и сразу в «бой»! – ответили нам.
– Сразу в «бой» и 800 рублей?!
– 700 начислят! А Вы 2 800 хотели? Ну, если есть такая работа, нам подскажите, потому что у нас все за 800 работают, – рассказывают в хозяйстве и уточняют, что юриста у них нет давно, «потому что отметаем».
– А за что? – спрашиваем.
– У одного стажа нет, у второго – трудовой, но приходят с юридическим образованием.
Пытаем счастье в «гуманитарии». В учреждение образования ищут педагога-организатора на зарплату в 530 рублей. Говорим, что у нас педобразование.
– Это хорошо. Желательно такое, – отвечают нам и рекомендуют все же пообщаться с руководителем. Мы также выясняем, что рабочий день педагога-организатора будет начинаться не утром, а днем, и что «возможно, суббота – тоже рабочая».
– Вам нужно будет организовать мероприятия, есть такой – БРСМ, вот с ними и с детьми нужно будет организовать работу. Но как сейчас на счет вакансии, не скажу, потому что учебный год заканчивается, пока ставку делят другие сотрудники, – рассказывают нам.
– А зарплата правда 530 рублей? – уточняем.
– Думаю, это минимальная указана, у нас педагоги больше получают, – говорят нам.
Еще одна вакансия, на которую мы рассчитывали, – руководитель коллектива в сельском доме культуры на 650 рублей.
– Педагогическое образование? Даже не знаю, там коллектив образцовый, необходим соответствующий уровень образования, – говорят по телефону и советуют позвонить «высшему руководству». А потом уточняют, что вакантно место режиссера, и, если «работать хорошо» на полторы ставки, то можно заработать 750 рублей.
Еще раз мы пытаем удачу уже в Вилейке. Находим вакансию архивиста, судя по описанию, с офисом в центре города.
– А Вы точно зарплату видели? Устраивает? – уточняют у нас.
– Точно видели. 500 рублей.
Из того, что нам рассказывают об обязанностях, понимаем: работа с документами, делопроизводство, этому обучают в том числе и в БГУ. Работник с педобразованием подходит. «Потому что в Вилейке найти человека с профильным образованием нереально», – поясняют нам.
– Может, Вы оставите данные, а мы позвоним вам. Даже, может, завтра. У нас человек пробует, но ему другую работу предложили.
– А мы сами перезвоним, подумаем, а то зарплата – негусто.
– Вот с этого и надо было начинать, – говорят нам и добавляют, что ищут специалиста не первый месяц, и что интересуются и воспитатели, и педагоги, но работника так и нет. Полагаем, на 450 рублей «чистыми» шибко желающих нет.
Итоги эксперимента оказались не совсем печальными: из пяти вакансий мы точно могли бы устроиться на работу по трем предложениям. А вот с зарплатой – все грустно. 1 000 рублей оказалась полумифической.
Марина ЛЕБЕДЕВА
Фотографии с сайта pixabay.com