«Всю прошлую неделю и выходные брали. Все разобрали». Сходили в магазин низких цен и секонд-хенды в Вилейке
Последние недели белорусы сметают с прилавков крупы и соль с сахаром. «Чистят» прилавки не только в маркетах шаговой доступности, но и в дискаунтерах. В последних – не шибко с ассортиментом, так как поставщики «спорят» с торговлей по ценам.
А пока народ закупается до последней пачки и упаковки. Сходили в Вилейке в дискаунтер и заодно посмотрели, что с ассортиментом в секонд-хендах.
«Мы, пенсионеры, безденежные, поэтому сюда и ходим»
Возле касс в дискаунтере спокойно, в зале наблюдаем около 10 человек. В тележках – фарш, майонез, корм для собак, шампунь. Какого-то «хапуна» в дискаунтере незаметно.
– Уже нахапались, – констатируют кассиры и добавляют, что «в выходные закупались пакетами, брали все, особенно бытовую химию».
Гуляем вдоль рядов, теперь спрос – явно налицо. Например, экономичной упаковки туалетной бумаги, которая стоила чуть больше 3 рублей, нет. Муки, соли и сахара – тоже. Кофе – в остатках, уточняют нам.
Возле полок с «кондитеркой» замечаем двух бабушек, которые подтверждают: ряды и правда поредели.
– Мы все время сюда ходим. А куда больше с пенсии? Товара стало совсем мало. Вот сметаны не вижу. Цикорий здесь хороший для нас, старушек, и дешевый. В магазинах дороже. Но мясо и рыбу никогда не берем, на сковородке они текут, – уточняют бабушки.
Вместе с тем в морозильнике с рыбой почти пусто, полуфабрикаты в виде пельменей, блинов и пицц – тоже без горки. Рядом пара крутит в руках фарш.
– Съедобный? – спрашиваем после разговоров с бабушками.
– Мы брали, фарш, пишут, из свинины, нам нормально, за 700 граммов 2,39 рубля, – отвечают нам и уточняют, что в сетевиках еда стоит дороже.
– Оттого и дешевле, что по качеству хуже, – подхватывает еще одна женщина. Ее логика проста: хорошее дешевым не бывает.
– Мы, пенсионеры, безденежные, поэтому сюда и ходим, – добавляет женщина.
В тележке еще одной покупательницы наблюдаем мешок корма для собак. 10 килограммов здесь стоят 20 рублей.
– А в обычных – 60. Собака моя не привередливая, ест любой, – уточняет женщина.
Направляемся в бакалею. Замечаем, что выбор макарон сузился: помимо варианта быстрого приготовления за 20 копеек есть российские фасовкой по 400 граммов из твердых сортов пшеницы. Стоят «люксовые» макароны чуть больше рубля. Но для тех, кто решит закупиться бакалеей на пару месяцев, у нас плохая новость: ни муки, ни сахара здесь нет. На прилавке – только несколько пачек средиземноморской соли по 1 рубль 40 копеек за килограмм. Растворимый кофе за 11 рублей 99 копеек (290 г), молотый (250 г) за 4 рубля18 копеек и чай «с характером» за 3 рубля (100 пакетов) тоже подходят к концу.
– Всю прошлую неделю и выходные брали. Все разобрали. Кофе заканчивается, туалетной бумаги тоже нет. Рыбкой холодильники сейчас заполним. А вот с порошком стиральным вопрос – разобрали. На прилавках все, что осталось, – уточнили нам. Остались капсулы для стирки за 12 рублей. «Сыпучий» вариант размели еще несколько дней назад.
В дискаунтере полагают, что «хапун» пришел к ним после того, как в некоторых сетевиках с бытовой химией отменили скидки, а новые цены стали удивлять.
В дискаунтере не отрицают, что у них пока «голо» и добавляют, что с ассортиментом пока «напряженка», потому что «поставщики не могут договориться с ценой»: везде поднимают, а «наши держат». Пока поставщики «спорят» с торговлей, народ закупается до последней пачки и упаковки.
«А мы в разные времена жили, поэтому спокойны»
Заглянули по пути в секонд-хенды. В центре города сегодня – скидки и свой маркетинговый ход: покупателей предупреждают о распродажах смс-ками, называя народ то «вишеньками», то «любимками». В зале – несколько покупателей. Но продавец заверила, что людей бывает и больше.
Нам рассказывают, что вещи везут из Европы.
– Все дорожает, и мы немного цены подняли. Они разные, от износа вещей зависит. Можно и за четыре рубля купить, – говорят нам. По поводу поставок добавляют, что «пока работают, привоз каждые три недели, товар развешивают и что будет дальше, неизвестно».
Две женщины крутят в руках джинсы. Пока, говорят, дефицита не заметили: вещей здесь, как обычно.
–Я беру или здесь, или белорусское. Просто здесь копаться нужно, кто умеет и кому не лень, находит. Будет плохо, если секонды опустеют. Для наших зарплат цены здесь хорошие, но мы жили в разные времена, поэтому к дефициту относимся спокойно, – рассказывают нам покупатели.
Еще в одном магазине нам рассказали, что одежда у них «ото всюду: и Россия, и Европа». Цены – тоже.
– Бывает, что и нет одежды. Может, вообще нас не станет, поэтому надо брать. Цены еще не поменялись. Люди ходят. Все повыгребали. У меня сегодня выходной. Случайно зашла по делу, открыла, так люди пошли. И так хорошо наторговала, что никак домой не уйду, – говорит нам продавец.
Еще в одном стоковом магазине очередей мы не встретили. Продавцы уточняют, что у них – брендовые и новые вещи, но цены ниже, чем на рынке.
– Хозяйка закупается на складах в Минске. Что дальше, мы не знаем, Людей хватает, на рынок сходят, посмотрят и к нам идут. Цены там «кусаются». Мы еще не поднимали ни на копейку. Вообще товара в магазине пока хватает, пусть люди пока покупают, что есть, – ответили нам.
Марина ЛЕБЕДЕВА
Фотографии автора