«Все из жизни берется». Побывали в народном театре, где главные роли играют простые вилейчане – заводчане, педагоги и медики
Под крышей Дворца культуры ставят и мюзиклы, и трагикомедии. За 70 лет зрители увидели больше 40 спектаклей. Главные роли в народном театре играют непрофессионалы. Репортаж – к 70 летнему юбилею Вилейского народного театра
Заводчане, педагоги и медики с легкостью «вгрызаются» в истории и увлекают зрителя своей версией, пишет Mlyn.by
Режиссер театра Вадим Широчин убежден: чтобы быть успешным, нужно хорошо чувствовать время и зрителя. По случаю юбилея народный театр готовит премьеру. Замахнулись на «черную» комедию «Самоубийца» советского драматурга и киносценариста Николая Эрдмана. Как говорит Вадим Широчин, это будет совершенно новое видение.
– Будет необычный спектакль с юмором и мощной драматургией. Минимум передвижных декораций, фрагменты стихов поэтов начала 20 века. Скоро сами все увидите, – добавляет режиссер.
Вадим Широчин в театре человек не новый. Говорит, профессия его выбрала сама. После вуза распределился в Вилейку директором сельского Дома культуры, а после руководил Домом искусств имени Силивановича в стенах костела.
– Это было интересное учреждение культуры с выставочным залом. В Вилейку привозили шикарные выставки из белорусских музеев, здесь же играла прекрасная классическая музыка. За то время, что я руководил, выступал даже камерный «Вивальди-оркестр» под руководством Светланы Безродной. Публика была хоть и не многочисленная, но подготовленная. Это были истинные знатоки музыки, – вспоминает Вадим Широчин.
Народным театром при ДК Вадим Широчин руководит больше 20 лет. Вспоминает, как будучи профессиональным режиссером, с ноля собирал труппу. Многие актеры до сих пор верны театру. Непрофессионалы, но играют так профессионально, что публика никогда не жалеет «браво».
– Театр по своей структуре непрофессиональный. В нем играют простые люди. Они с душой театралов, очень любят то, что делают, – говорит Вадим Широчин. – Я помню, как собирал труппу. Даже сами приходили. Тот же Александр Пуцейко (начальник управления по образованию – прим. автора) в те времена преподавал в колледже. Помню, пришел ко мне скромный молодой человек и попросился в театр. Вписался на ура. Со временем в театре «сколотился» костяк. Появлялись и новые лица.
Заговаривая об актерах, Вадим Широчин утверждает: в них – 90% успеха. Именно так считал великий теоретик и реформатор Станиславский.
– Актер должен «слиться» с героем. Буквально быть похожим на него. Только так можно передать характер. Конечно, большие артисты могут сыграть, что угодно. Но и у нас есть таланты. Тот же Андрей Дударчик (директор кинотеатра «Мир» - прим. автора). Он сыграет любого, – говорит режиссер.
«Женщина-дьявол, или Искушение святого Антония» Проспера Мериме – первый спектакль в интерпретации режиссера Вадима Широчина. Комедия «зашла» зрителю на ура, хоть спектакль, как говорит сам Широчин, был незатейливый. А дальше было еще десятки премьер. Каждая – со своими идейно-художественными достоинствами. В большинстве своем – о жизни.
Спектакль – это творчество, подчеркивает Вадим Широчин.
– Не то, чтобы себя показать, хочется понравиться зрителю. Это ведь не зеркало для самолюбования. Хочется, чтобы зритель после занавеса ушел счастливый. Когда нас благодарят, в глазах – восторг, значит, «зацепили», значит, все сделали правильно, – добавляет режиссер.
Кстати, Вадим Широчин – тоже играет. А над «Трибуналом» работали сразу три режиссера – Кирилл Черник и Александра Лопацкая –коллеги Вадима.
– Споры были. Но именно в споре рождается истина. Кстати, я довольно демократичный режиссер и всегда прислушиваюсь ко мнению актеров. Каждый видит свою роль, героя. И актеру должно быть в роли комфортно. Если я ему скажу, как делать, а актер посчитает, что так ему некомфортно, я его понимаю. Главное – не переиграть. Все должно быть ровно, без «шероховатостей», без скачков. Наши актеры это умеют, хотя у профессионалов это - с азов.
Вадим Широчин признался, что «за годы работы режиссером изучил нашего зрителя: он умный, грамотный и доброжелательный, прощающий творческие огрехи».
–Я понимаю, что зрителю интересно, и я счастлив, что могу ставить то, что захочу. Здесь – свобода творчества. Мне нравится все, но выбираю то, что должно понравиться зрителю. Примечательно то, что все спектакли не имеют привязку ко времени, как и мировая классика. Они актуальны во все времена. Все ведь из жизни берется. Скажу банальность, но каждый спектакль дорог по-своему. Он незабываем. Разве что какой-то получился более удачным. Это не кинематограф, где можно делать бесконечное число кадров и дойти до идеальных. Наш зритель нам прощает огрехи. Приходилось переигрывать. Зритель наверняка замечал, но принял восторженно.
– Вы креативный режиссер?
– Это решать зрителю, – улыбается Вадим Широчин. – Но препятствия на творческом пути присутствуют. Каждый раз посещает мысль: «А вдруг не получится, а вдруг зритель не примет, не поймет». Страх неудачи есть, как и у любого режиссера. Да ни один режиссер не может быть уверен в том, что он поставит гениальный спектакль, и все будут в «диком» восторге.
– А как на счет синдрома «самозванца»?
– Я не самовлюбленный человек. Считаю, что иногда меня перехваливают.
• Вадим Широчин – режиссер Вилейского народного театра. Родился в Вилейке в 1959 году, окончил СШ №1, в 1985 году – Минский институт культуры по специальности «режиссура театральных самодеятельных коллективов».
• Театральная жизнь в Вилейке появилась 112 лет назад. Все началось с городского драмкружка. Первая постановка театра – «У зімовы вечар» по пьесе Элизы Ожешко.
• В 2010 году Вилейка отмечала столетие театральной жизни города. В честь юбилея сыграли «20 минут с ангелом» по Вампилову.
• Основателем Вилейского народного театра стал И. Михайлов. За 70 лет на сцене в Вилейке артисты сыграли более 40 спектаклей. Уже почти полвека театр Вилейки творит со званием «народный».
Юлия ЛАХВИЧ
Фотографии автора