Вилейский школьник придумал клей из целлофана: состав выдерживает нагрузку на прочность в 314 килограммов
Учащийся средней школы №3 Егор Климов с проектом «Получение составов с адгезивными свойствами из отходов целлофана» вошел в финал республиканского молодежного проекта «100 идей для Беларуси».
Работу над проектом Егор Климов начал примерно год назад, в обычной химической лаборатории вилейской школы, пишет «Шлях перамогі».
Сначала Егор вместе с преподавателем по химии Викторией Сапроновой провели социсследование на тему «Знает ли население, как отличить полиэтилен от целлофана?». Исследования показали, что большинство людей не видят разницы между целлофаном и полиэтиленом, но она есть и весьма весомая.
– Полиэтилен изготавливается из нефти, еще никому не удавалось его переработать. То есть один раз произведенный пластик навсегда остаётся им. Его можно переработать, но только в другой вид пластика. А на его разложение уходит от 100 до 500 лет. Целлофан делают из целлюлозы, поэтому легко разлагается биологическим путем – до 10 лет, – рассказывают исследователи.
Суть проекта – показать, что, помимо макулатуры, в Беларуси можно перерабатывать и целлофан.
В школьной химической лаборатории из целлофана удалось получить два состава – лак и клей. Первый состав наносили на поверхность деревянных брусков, после погружали их в воду и оставляли на сутки. Результатом остались довольны – поверхность не повредилась.
А вот испытания с клеем прошли в более активной форме. По задумке склеенные деревянные бруски нужно было проверить на силу сцепления. В школе удалось это сделать, но лишь до 100 кг. Тогда за помощью обратились на предприятие ЗАО «Мехатроника». Там клей, полученный из отходов целлофана, выдержал нагрузку на прочность в 314 кг – во время испытаний треснуло дерево, но разрыва не произошло, клей продолжал скреплять бруски.
Идею с клеем и лаком оценили, и проект Егора Климова вышел в финал республиканского молодежного проекта «100 идей для Беларуси». Финал проходил в Китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень». Свои инновационные авторские разработки представили 120 молодых ученых, аспирантов, старшеклассников и студентов.
– Было интересно и познавательно, я приобрел полезный опыт, – рассказывает Егор. – Конечно, немного расстроился, что не оказался в списке победителей, но считаю, что выйти в финал – уже достойный результат. В будущем планирую получить высшее образование, но куда именно буду поступать, пока не решил. Возможно, это будет медицина. Оставлять исследовательские проекты не планирую. Хотелось бы и дальше изучать, пробовать и совершенствовать наш мир.
Елена ТИМОФЕЕНКО
Фотографии автора