Вилейчанин ездит на «Запорожце», как у Путина: «С меня смеялись, а мне до лампочки»
Когда «горбатое чудо» едет по улицам, люди улыбаются. А компании, чтобы сфотографироваться возле красного «Запорожца», становятся в очередь.
За форму боковых воздухосборников системы охлаждения народ прозвал эту машину «чебурашкой» и «ушастиком». Владелец раритета Анатолий Альфер ценит свой раритет за проходимость и простоту. Говорит, что «Запорожец», как женщина, «любит чистоту и ласку». Kraj.by сходил в гости к владельцу раритета.
«На дороге не раз издевался над водителями: это ж надо, какой-то «Запорожец» впереди»
В руки вилейчанина Анатолия Альфера «ЗАЗ-968» попал 15 лет назад по наводке знакомых. Бывший владелец выиграл «ушастика» в лотерею, а потом решил продать. Анатолий уточняет, что хозяин изредка выезжал на раритете за грибами. Анатолий говорит, что «Запорожец» ему достался по дешевке. Автомобиль – 1976 года.
– Я хотел купить «Жигули» из салона, но денег не хватило. Решил взять «Запорожец». С меня откровенно смеялись. А мне до лампочки! Потом, наоборот, хвалить стали, – уточняет Анатолий.
На старинном «Запорожце» вилейчанин ездит активно. Говорит, с его «чебурашкой» не каждая иномарка потягается.
– Заводился он всегда без проблем, 10 лет исправно проходил доскональный техосмотр. Выжимал 120 километров в час, но я послушно ездил 70-80. На дороге не раз издевался над водителями: это ж надо, какой-то «Запорожец» впереди. Меня всегда пытались обогнать. Думаю, не угадали вы, парни, сейчас дам газку! Разгоняюсь, иномарка в хвосте оказывается, а у водителей – глаза на лоб от удивления, – рассказывает Анатолий.
За годы Анатолий привык к удивлениям. Даже ГАИ недоверчиво всматривается в документы о пройденном техосмотре.
– У ГАИ, когда останавливает, первый вопрос: какой год? – улыбается Анатолий. – Отдельная история – с фотосессиями. Приехал как-то в магазин, припарковался, «ушастика» намыл, отполировал, стою. Идут школьники с экскурсии. А рядом крутой «Мерс» стоит. Слышу, мол, сфотографироваться можно? Водитель «Мерса»: «Да, пожалуйста». А пацаны в ответ: «Да не с твоей», и бегут к моему «ушастику».
Желающих прокатиться было так много, что Анатолий снял переднее сиденье
В салоне раритетного авто – все родное. Время не выдержали только шины и лампочки в фарах. Анатолий заменил их жигулевскими. Попасть на задние сиденья «Запорожца» можно только через переднее, потому что в машине всего две двери. Жаждущих проехаться на «ушастике» было так много, что Анатолий «устал пинать туда-сюда кресло» и в конце концов снял и отнес его домой.
– Как-то был прикол с рестораном. Гостили у меня друзья и попросили отвезти в ресторан. У самих – хороший «Мерс». Просят отвезти и забрать. Не вопрос: беру ключи, завожу иномарку. А они мне: «Какой «Мерс»? На этой вези!» и уселись в «ушастика». Отвез прямо ко входу, – смеется владелец раритета.
Со временем в машине вскрылась «травма» прошлых лет. Предыдущий владелец, со слов Анатолия, ударил левое крыло. По краске пошла ржавчина и «Запорожец» пришлось поставить на ремонт. Вилейчанин прошерстил все барахолки, но дверку в оригинале пока не нашел.
На время Анатолий пересел в «Жигули». Два авто не вместились в гараже, поэтому «ЗАЗ» перекочевал к соседу, где в ожидании ремонта зимует под брезентом.
«Достали из бумажника 500 баксов и просят ключи. Нет, спасибо. Самому машина нравится»
Пока пробираемся по снегу к «ушастику», 64-летний Анатолий демонстрирует акробатический запал из спортивного прошлого. Легко, как 20-летний, подпрыгивает в воздух и оказывается на турнике. Когда-то Фомич в составе четверки выступал с акробатическими трюками на уровне республики.
– Могу закрутить колесо и сальто пару раз – это для меня разминка! Я 15 лет в спортзале. Поупражняюсь, а потом сауна, бассейн и бильярд – и так два раз в неделю, – перечисляет вилейчанин свои рекорды.
Но все разговоры так или иначе сводятся к своему бойкому «ушастику». Анатолий рассказывает о планах: как хочет прокатиться во всей красе по городу, как ждет конца ремонта.
– Переберу подвеску, подварю низ, покрашу, отполирую – красота будет! – улыбается Анатолий.
Несколько лет назад вилейчанину предложили за раритет 500 долларов.
– Подошли новые белорусские с золотой цепочкой на шее. Достали из бумажника 500 баксов и просят ключи. Нет, спасибо. Самому машина нравится, – говорит водитель.
На аналогичном «Запорожце» в студенчестве рассекал Владимир Путин
«ЗАЗ-968» сошел с конвейера украинского «Коммунара» в 70-е годы. Это второе поколение «Запорожцев» с заднемоторной компоновкой, ремнями безопасности и мягкой панелью приборов. За форму боковых воздухосборников системы охлаждения «ЗАЗ-968» прозвали «чебурашкой» и «ушастиком».
Кстати первые «запорожцы» называли «горбатыми», а автомобили третьего поколения, выпущенные после «ушастика», называли «мыльницами».
На аналогичном «ушастике» в студенчестве рассекал и действующий президент России Владимир Путин. «Запорожец» в 70-х выиграла в лотерею его мать. Об этом Путин рассказывал в интервью.
А вы знали, что
• «ЗАЗ-968» в СССР стоил в два раза дешевле «Жигулей» и в три раза дешевле «Волги»;
• Заднее и переднее стекло «Запорожца» взаимозаменялись, а двигатель находился сзади;
• С 1960 по 1994 год ЗАЗ выпустил более трех миллионов «Запорожцев».
Сколько может стоить раритет
Средняя стоимость «ушастика» на автобарахолках Беларуси составляет от 130 до 1 900 долларов. Из всех предложений самый ранний – 1980 года выпуска. На одной из российских автобарахолок экспортный вариант «ЗАЗ-968А» 1976 года выпуска оценивают в 35 и 50 тысяч рублей (1 200 и 1 725 белорусских рублей).
Марина ЛЕБЕДЕВА
Фото автора и с сайта autoclub-zaz.ru