«Звучит, как кличка». Учитель физкультуры из Вилейки о предмете и нелюбви к слову «физрук»
Она прокатывает на велосипеде полсотни километров и отжимается больше мужчин. Героиня нашей статьи — учитель физкультуры средней школы №5 Вилейки Жанна Шупляк. Поговорили о буднях, детях-«горошинах» и о том, почему педагоги не любят, когда их называют физруками.
«Учить – одно, найти подход – другое»
С улыбчивой учительницей встреча состоялась на школьном стадионе, пишет Mlyn.by. Суббота у педагога тоже рабочая – она играет с детьми в спортзале, а потом занимается «бумажками».
Жанна – выпускница БГПУ имени Максима Танка. Она не пошла в профессию по примеру родителей и первых учителей. В школе, вспоминает, хорошо «шли» все предметы, а в аттестате ниже «8» не было.
– Я до конца не знала, куда податься. Открыла справочник для поступающих и решила: пойду на учителя начальных классов, там все предметы изучаются и преподаются, — рассказывает педагог о том, как стала Жанной Александровной.
После вуза Жанна вернулась в Вилейку. Работать пошла в пятую школу, которую сама и закончила.
– Когда пришла работать, в начальной школе был комплект специалистов. Предложили вести физкультуру. Попробовала, а потом привыкла. Сейчас веду уроки у 1 и 2 классов, – уточняет Жанна. В системе образования она – 8 лет.
– Помню, как пришла и как было не по себе. В университете учат всему, но практика – другое. К малышам нужен свой подход, и я всегда боялась их обидеть. Долго разбиралась в детской психологии. Учить – одно, а найти подход, чтобы научить – совсем другое. С ними и сейчас непросто. Те же первоклассники только из сада. А тут надо построиться, надо выполнять задания. А они еще не обучены школьным порядкам. В зал заходят и рассыпаются, как «горошины» во все стороны, – с улыбкой рассказывает педагог.
«Иногда я как «рефери»»
Еще одна сложность – работа в интегрированных классах. Интеграционное обучение в средней школе №5 работает несколько лет. Идея заключается в том, чтобы особенные дети с разными физическими возможностями находились среди обычных, взаимодействовали на равных и адаптировались.
– Дети постарше понимают, что их одноклассник особенный, с малышами ситуация другая: они смотрят на одноклассника с недугом и не понимают, почему он другой. А он в силу физического развития не может больше. И тут начинаются вопросы, мол, почему он лег, а нам нельзя. В таких ситуациях я как «рефери»: начинаю объяснять, что ему тяжело. Предлагаю помочь ему, и сделать какое-либо упражнение вместе. Или случается так, что особенного ребенка начинают подгонять, мол, давай, беги быстрее, ты что, не можешь? И снова объясняю по кругу, почему так. Вот здесь не хватает родительской поддержки. Чтобы они дома объяснили малышам, что их окружают разные люди и что дети бывают особенные, – говорит педагог.
В этом учебном году у Жанны по нагрузке – 24 часа. Из них – 0,5 ставки руководителя физвоспитания. Будни учителя начинаются за час до звонка на первый урок. Этот час уходит на подготовку документации: нужно заполнить таблицы, расписать «Дни здоровья» и так далее.
Суббота у учителя тоже рабочая. В эти часы Жанна организует игры и занимается с особенными детьми.
– Обычно это игровые занятия. Прибегут в зал и просят: «Жанна Александровна, а давайте поиграем!». Или просят научить прыгать на скакалке и крутить обруч. Пока одни прыгают, я занимаюсь с особенными детьми, могу им больше времени посвятить. И результаты тоже есть. Главное, разглядеть их достижения. У меня был ученик с аутизмом. Я видела, что у него склонность к бегу. И что вы думаете? Он сейчас бьет рекорды даже на области! Таких детей нужно вовремя увидеть и «запрограммировать». Хвалить.
Оценки в начальной школе на уроках физкультуры не ставятся. Оцениваются достижения учащихся уровнями: высший, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. А лучшая мотивация для детей – похвала.
– Я на это не скуплюсь! Если молодец, то молодец. Обычно и так говорю – прекрасно, отлично, здорово и просто «Ты молодец!» – уточняет учитель.
По словам педагога, нормативы в школе не изменились: те же прыжки, бег на дистанции. Но улучшилась матбаза. А вот дети стали другие.
– Они малоподвижные. Может, потому что век технологий. Это мы бегали по дворам. У них другие интересы. И хорошо, что есть физкультура. Это возможность умственно разгрузиться, самоорганизоваться и в целом развиваться физически. Когда говорят, что физкультура не такой уж и важный предмет, никогда не соглашаюсь. Как раз физкультура учит волевым качествам. Вот смотрите: соревнования. В них всегда есть победитель и проигравший. В жизни тоже есть взлеты и падения. И как раз такие моменты учат их воспринимать победу и принимать поражение: если так случилось, явно не доработал. Иди и оттачивай навык, – говорит Жанна.
«Отжаться? Легко!»
Визуально Жанна в хорошей физической форме. Она любит велосипед и откатывает за школу велопробеги, играет в волейбол, до первой одышки легко отожмется 20 раз. Лишний раз предпочитает пройтись пешком. Старается не налегать на сладкое и жареное. Ее завтрак — творог и кофе. В обед — только горячее либо второе, то есть не два блюда сразу, а на ужин – фрукты, салат или омлет. Свободное время проводит с семьей: у Жанны подрастает дочь Мирослава.
Физруком Жанна себя не называет и не любит, когда называют другие.
– Звучит, как кличка, – улыбается Жанна. – Мы учителя и мы преподаем предмет – физическую культуру и здоровье.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter