Опубликовано: 11 марта 2022, 17:16
11365

«У нас даже городские работают». Репортаж из деревни под Вилейкой, где люди довольны зарплатами

В поселок Нарочь Вилейского района вдоль полей ведет дорога с хорошим асфальтом. Говорят, что здесь зарплата больше средней по району – местное хозяйство хорошо платит. Посмотрели, как живут люди в поселке и чего им не хватает.

Машина бодро катится по ровной дороге. Из-за разросшегося ельника показывается деревня с ровным рядом одинаковых домиков и парников, мимо промчался на электроколесах мужик, на обочине на автомобиль «разнервничалась» собака.

«Живется хорошо, только автобус проблемный»

Мы – в Нарочи, первом агрогородке в Минской области. С виду Нарочь – деревня как деревня: школа, сад и центр общественной жизни – Дом культуры стоят в один ряд, работает врачебная амбулатория, почта, есть и своя школа искусств. Издалека сверкают купола церкви, в деревенской глубинке строится костел. По последним данным, население агрогородка – чуть больше 800 человек.

В Нарочи строится костел

На остановке, затягивая сигаретный дым, ждет служебную машину местного хозяйства неместный Сергей и делится поводом для радости: устроился работать в хозяйство «Нарочанские зори». В прошлом году это агропредприятие попало на районную Доску почета, значит – передовое в районе. Со слов местных, хозяйство занимает первые места по намолотам и каждый год преуспевает в надоях.

– В этом хозяйстве даже городские работают, потому что зарплаты хорошие платят, – расхваливает предприятие Сергей и уточняет, что живет в «глухой деревне, где 10 хат», за продуктами ездит на такси в Вилейку, а на работу из Ковалей вместе с доярками его будет возить служебная машина.  

На дороге появляется женщина. Походку замедляют сумки. Думаем, тащит соль или сахар. Но – нет.

– Ни то, и ни другое. У нас никто ничего не раскупал, – женщина улыбается, отказывается представляться и фотографироваться, потому что «дочь работает на высокой должности». Но соглашается поговорить о здешней жизни.

 – Живется в деревне хорошо, нам здесь нравится. Только с автобусом – проблема. Ходит три раза в день и то через Осиповичи круг дает. Мало того, что дольше, так и билет дороже, – уточняет она и снова нахваливает сельское благополучие.

– Хозяйство здесь крепкое, поэтому и деревня живет. Директор умеет заставить работать. На праздники каждому – премии, и зарплаты платит такие, что в городе нет. 1 000 рублей точно люди получают. Конечно, те, кто работать хочет. А кто не хочет, того и не заставишь. Обленились люди. В деревне живут, а коровы почти ни у кого нет, – говорит женщина.

Разговор поддерживает еще одна местная жительница Надежда. Она рассказывает, что у нее – трое детей и что родилась она в Нарочи.

– Я пожила в Минске, но в родной деревне лучше. Вышла из дома – тишина, природа. А в Минске что? Суета. Может, кому-то что-то другое надо, а нам и здесь хорошо. Дом культуры у нас хороший, жаль, что мастеров у нас не хватает. Молодых специалистов учат в Минске, там остаются работать. А у нас – некому, – сетует Надежда, которая работала в ДК до декретного. Женщина добавляет, что «по большому счету в деревне для жизни есть все», кроме одного: год назад в Нарочи «оптимизировали» отделение банка. С тех пор у местных образовалась проблема: негде снять наличные.

–  На почте заранее заказываем деньги и снимаем. А так, только если в Вилейку ехать, – называют единственный выход местные.

Пока мы ходим по поселку, где «есть все», наступает обед. Возле магазина пытается процветать частный бизнес. Покупателей нету, вместо них на тротуаре дремлет пес.

– Да какая тут торговля? Людей в деревнях мало, в основном старики, а молодые и в город съездят, если нужно, – рассказывая о перспективах заработать в деревне, предприниматели подтверждают, что остались в деле самые упрямые. Как они.

На запах колбас, которыми торгуют с машин, приходит местный пес

Зато в самом магазине не унывают. Говорят, местные делают хорошую выручку: зарплаты в Нарочи есть.

– Мы уже знаем, когда у людей получки. Приходят закупаться, – улыбается продавец с ярким макияжем. Она и сама переметнулась в Нарочь, почувствовав зарплатную разницу с Вилейкой.

– Езжу ранним автобусом в Нарочь. Выходных у меня нет, но зато зарплата есть. Получше, чем в городе, – уточняет она.

В магазине местные дают хорошую выручку, особенно в дни зарплаты

Местный житель Петр толкает впереди себя тачку с бураками и на наш вопрос про жизнь говорит, что в поселке «все до толку».

«Можем предложить дояркой поработать»

В местном хозяйстве «Нарочанские зори» работают 250 человек. Все, кто нам встречался, директора нахваливали – под его началом быстро убираются поля и хорошо доятся коровы. Пообщаться с легендарным Геннадием Кучко не вышло – в отпуске.

Звоним в ОАО «Нарочанские зори». Узнаем, что работники называют между собой Геннадия Кучко «очень хорошим папой», и что хозяйством он управляет «лет 30 точно».

Спрашиваем, нужны ли в хозяйство молодые, энергичные, но городские и без опыта в сельскохозяйственных делах.

– Вам бы с директором пообщаться, – ответили нам. – Вообще у нас заявленных вакансий нет, но вариант доярки рассмотреть можно. Может быть, кто-то из пенсионеров уйдет. Работа нелегкая: нужно рано вставать, дойка утром и вечером, – рассказывают нам.

Вдоль центральной улицы стоят президентские домики и парники. 

В основном в поселке – обычные деревенские дома

– А правда, что зарплаты у вас хорошие, даже лучше, чем в райцентре? 

– Хорошие, – отвечают нам. 

Недавно директор ОАО «Нарочанские зори» хвалился достижениями предприятия газете «Минская правда»: в 2021 году за уборочную намолотили больше 7 000 тонн зерна, средний надой был 8 564 килограммов молока, а зарплата –  1 398 рублей, когда как средняя на Вилейщине едва превысила тысячу.

Марина ЛЕБЕДЕВА
Фотографии автора



Читайте также

Смотрите, какие дороги в Островецком районе отремонтируют в 2024 году
Какие участки дорог по Гродненской области планируется отремонтировать в 2024 году, можно посмотреть на картах-схемах.
Дожди и ночные заморозки до -3°С. Погода на выходные
20 и 21 апреля скажется влияние холодных неустойчивых воздушных масс, днем погоду будут формировать фронтальные разделы, смещающиеся с территории Польши.
«В реке заметили фрагменты одежды». Тело 58-летней женщины достали водолазы из речки Друйки в Браславском районе
Недалеко от деревни Струневщина Друйского сельсовета Браславского района днем 18 апреля водолазы ОСВОД достали из речки Друйки тело погибшей 58-летней местной жительницы, которую искали с марта.