Родилась в Червяках, а сестра – уже в Соколовке. 11 деревень на Вилейщине переименовали из-за неблагозвучных названий
О благозвучии названий деревень наши предки, кажется, не думали. Не все понятные в наши дни, а иногда и вызывающие улыбку, они и сегодня есть на картах.
На Вилейщине таких было 11. Первую попытку убрать «неприличные» названия с карт нашей страны предприняли еще большевики, рассказала mlyn.by научный сотрудник Вилейского краеведческого музея Ольга Колосова.
– В конце 1950-х – начале 1960-х годов во времена хрущевских реформ ликвидировались небольшие деревни, которые были объявлены неперспективными. Хутора сселялись, а маленькие деревни присоединяли к большим. Таким образом с карты Вилейщины с 1939 по 2009 год исчезали маленькие деревни и хутора с поэтическими названиями. Уже нет деревень Васильки, Изабелино, Еловое, Ириново, Маяк. Их названия сегодня можно увидеть лишь на мемориальных камнях около деревни Снежково под Вилейкой, – говорит историк.
Мемориал «Памяти исчезнувших деревень». Фото из архива kraj.by
Но была и другая «политика» – изменить названия деревень из-за неблагозвучности. И таких в Вилейском районе было 11: Кишкорепы теперь Малькевичи, Пузово – Лесная, Червяки – Соколовка, Деховка – Набережная, Дираки – Горное, Дуровичи – Зеленая, Кобылье – Октябрьская, Сморково – Победитель, Хомутное – Черемушки, а поселки Вилейка (при рыбхозе) и Залесье (при стеклозаводе) получили названия Приозерный и Партизанский, чтобы в первом случае не повторяться с названием райцентра, во втором – с еще одним Залесьем на Вилейщине.
Ольга Колосова отмечает: названия сел произошли от названий животных, растений, предметов быта, профессий, занятий, либо от имен собственных, либо от названий водных объектов.
– Примечательно, что большинство названий деревень на Вилейщине относят именно ко второй группе, – акцентирует историк. – Называли деревни либо в честь представителей родовых имений, либо дохристианскими именами, которые позже стали, скорее, кличками.
К примеру, Кишкорепа – это дохристианское имя. Такое название было у нынешней деревушки Малькевичи, где выросла Ольга Колосова. Ее родную деревню из-за неблагозвучия переименовали в 1967 году.
А вот старожилы всерьез верили в местную легенду о том, почему деревню назвали так. И в основе – вовсе не имя.
– Якобы в Кишкорепах поселился первый человек. У него был хороший надел земли и хозяйство. Землю он засеял репой, а потом набивал ею свиную кишку по принципу колбасы. Вот так и прозвали деревню Кишкорепами, – говорит Ольга Колосова.
У бывшей деревни Пузово (сейчас Лесная) – своя история. Местные говорят, что недалеко от Вязыни жил помещик, человек с правильными нравами и устоями. Ему категорически не нравились девушки, которые беременели до замужества. По рассказам местных старожилов, помещик выселял их за пределы имения, а со временем деревня получила название Пузово.
Учитель столичной гимназии Елена Мачель родилась в деревне Червяки, а ее родная сестра через год – уже в Соколовке. Легенда, говорит педагог, больше похожа на шутку: прилетели малиновки и съели червяков. Вот и не стало былого названия.
К слову, Дуровичи – единственная из списка, которой вернули прежнее название. Когда-то ее переименовали в Зеленую. Хоть название и толкает на мысль, что сделали это в честь дураков, Ольга Колосова уверенно поправляет: дур – вовсе не уровень умственных способностей людей. Именно так называли человека мощного, а в дохристианскую эпоху даже было такое имя.
– Названия деревень – это своего рода память и наша родословная, – говорит Ольга Колосова. – И то, что мы получили от предков, нужно передать наследникам, ведь это неисчерпанный источник изучения истории народа.
Яна НЕВЕРОВИЧ
Фотографии из архива kraj.by