Опубликовано: 08 июня 2022, 13:19
3342

«О-о-о! Давно не видели!» В Вилейке впервые за 10 лет появился мужчина-контролер, да еще и музыкант

В райцентр Кирилл Добшиков приехал из столицы следом за женой. Парень работает ревизором всего пару недель и уже успел наловить местных зайцев. Прокатились с контролером в автобусе, поговорили о буднях и отмазках безбилетников.

Из Минска в Вилейку – за женой

Кириллу – 24 года. Он родом из Гомельского района, последнее время жил в Минске. Выучился на валторниста сначала в Гомеле, потом продолжил обучение в Академии музыки. Но диплома не дождался, говорит: «Потому что, наверное, выгорел, да и на музыке особо не заработать».

Рассказывает, что в контролеры подался еще на втором курсе академии. После этого три года откатался по столице на автобусах, трамваях и троллейбусах в поисках зайцев.

– Однажды просто пришел по объявлению. Профильное образование здесь необязательно, поэтому сразу провели собеседование. Рассказали, что нужно делать, за что платят премии, сколько рабочих часов. Ну, и спрашивали, как я буду реагировать, если пассажир конфликтный. Далее была стажировка. Выдали форму, закрепили наставника, обучали всему на практике. Несмотря на то, что специальное образование с контролера не требуют, мы должны знать правила перевозки пассажиров, не лишним будет и административный кодекс, потому как пассажиры часто ведут себя непредсказуемо. Даже до единоборств может доходить, и это все прямо в салоне автобуса. Однажды в Минске заяц несколько остановок ломился в дверь, когда мы появились в салоне. Открыть ее не вышло, сколько не бился. Договориться мирно об оплате штрафа за проезд без билета не получилось. В итоге вызывали милицию, парень получил одну базовую штрафа, – рассказывает Кирилл.

В Вилейке Кирилл недавно. В райцентр приехал с женой – у нее отработка после ВУЗа. Говорит, в автопарке была вакансия контролера. Молодого сотрудника с опытом сразу взяли. Закрепили опытного наставника. Старший контролер Тамара Токарева поверяет у пассажиров билеты уже 40 лет. Рассказывает нам, что мужчин-контролеров в Вилейке и правда не было давно: Кирилл за 40 лет – пятый такой сотрудник.

«Не спорить и улыбаться»

Ревизор работает в две смены: с 6.00 до 15.00 и с 13.00 до 21.30. В промежутке между автобусами можно перекусить. На автовокзале для сотрудников оборудовали специальную комнату отдыха. Где есть чайник, микроволновка и даже холодильник.

Когда один контролер заканчивает смену, выходит второй. То есть в Вилейке оплату проезда проверяют с утра до вечера.

Контролер должен быть дружелюбным и вежливым, не отвечать на злость злостью.

– Одним словом, не спорить и улыбаться, – уточняет Кирилл и добавляет, что за безопасность ревизоров отвечает милиция. В случае конфликта контролеры звонят на 102. Но в Вилейке, говорит Кирилл, такие случаи не часты: город маленький, «все друг друга знают, поэтому скандал в автобусе будут обсуждать еще долго».

«Я только одну остановочку» – самая частая отмазка

 Это самая частая отмазка, которую слышат контролеры в автобусах Вилейки.

– Такого правила нет и никогда не было. Если кондуктора в салоне нет, билет можно купить у водителя. Но такое практикуется в больших городах. В Вилейке кондуктор всегда на месте. И оплатить проезд пассажир должен до следующей остановки. Я заметил, что многие ждут, когда кондуктор подойдет и персонально обилетит. В час-пик, да, до кондуктора добраться непросто. Но, когда в автобусе 5-7 человек, пассажир сам может подойти за билетом. Это несложно, – говорит Кирилл.

Проверяют контролеры и кондукторов: наличие билетов, сдачу и номер талона, отмеченного на конечной остановке. Это делается для того, чтобы проверить подлинность билетов у пассажиров.

– Бывают случаи, когда человек купил билет утром и с ним же поехал в этом же автобусе вечером, – рассказывает Кирилл.

Зайцы и подделки

Как раз-таки в Вилейке их немного. 99% пассажиров все же покупают билет, а еще вилейчане активно скупают проездные.

Но исключение в любом правиле есть всегда, говорят ревизоры.

– Любят наши люди ранним утром протянуть за проезд купюру. Кондуктор после смены сдает выручку и оставляет небольшую сумму на сдачу пассажиру. Но, когда дают 100 рублей, а на улице – 6 утра, куда бежать, чтобы разменять? Многие делают так умышленно. Списываются на «нехороший банкомат». Но накануне пассажир знал, что ему надо ехать, а 80 копеек не нашел, – рассуждает Кирилл. 

Контролер отчасти психолог, поэтому легко определяют, когда заяц «выкручивается, как уж на сковородке».

– По взгляду и жестам видно, когда человек врет, когда едет без билета. Он начинается суетиться, нервничать. И мы это прекрасно видим, – улыбаются ревизоры. 

Сейчас максимальный штраф за безбилетный проезд в Вилейке – 0,5 базовой. Это 16 рублей. Буквально в феврале в городском автобусе «засветился» заяц с поддельным проездным. Поездка по Вилейке закончилась в РОВД.

– Молодой человек похожий на студента, предъявил проездной, –  рассказывает старший контролер автопарка №5 Тамара Токарева. – Я сразу заметила подвох: не было водяного знака. Он на краю справа. Чтобы проездной блестел, его заламинировали скотчем. Потом увидела неладное и со шрифтом. Он был другого цвета. По поводу подделки документа с пассажиром уже разбиралась милиция, составили административный протокол. Нарушитель тогда пояснил, что такой проездной ему дал друг.

В Вилейке чаще становятся зайцами подростки, которые выдают себя за школьников. Им разрешено ездить в городском транспорте бесплатно весь учебный год и по 30 июня, но предоставлять специальную справку с фотографией. Но часто документ с собой не возят, списываясь на то, что «потерял, забыл, порвал».

–  Были случаи, когда ездили с чужой справкой и на фотографию владельца наклеивали свою. Мы видим, что дети, замечание сделаем. Но один случай – ни в какие ворота: подсунули чужую справку. Я смотрю на фотографию – а там не он. Справку оставил и выскочил из автобуса. Я в школу, которая выдала документ, и к директору. Владелец справки действительно учился в этой школе. Стали выяснять, откуда она у другого человека. Сказал, что продал, – рассказывает старший контролер.

В этот день мы прокатились с ревизорами в автобусах – а вдруг заяц. Сначала проехали в сторону водохранилища. В салоне пассажиров немного. Потом снова – к вокзалу. Словно по команде, пассажиры протягивают контролерам билеты. Кириллу улыбаются.

– О-о-о! Контролер мужского пола. Давно не видели, – смеются пассажирки.

– Вот и мы удивились, –  отвечаем.

Напоследок мы заглянули в правила перевозок пассажиров, размещенных на сайте Минсктранса.

Что обязан пассажир?

  1. Оплачивать проезд до начала поездки,
  2. Уступать обозначенные места пассажирам с детьми дошкольного возраста, беременным и инвалидам,
  3. Не мусорить в салоне,
  4. Не высовываться в окна,
  5. Не опираться на двери,
  6. Рюкзаки и сумки перевозить не на плечах, а в руках,
  7. Не пользоваться аэрозолями,
  8. Не входить в салон в роликах, не въезжать на скейтбордах и самокатах.

Марина ЛЕБЕДЕВА
Фотографии автора



Читайте также

В Мядельском районе незаконно продавали копченую рыбу
Во время проведения контрольных мероприятий в Мядельском районе сотрудники отдела оперативных мероприятий инспекции МНС Республики Беларусь по Молодечненскому району установили факт осуществления незаконной предпринимательской деятельности физическими лицами по реализации копченой рыбы.
Права на 20 лет и техосмотр на 3 года. Какие изменения вносит новый указ?
Проведение более 200 административных процедур корректируется в Беларуси. Соответствующий указ №55 подписан 16 февраля.
С 1 июля меняется порядок выплаты пенсий и пособий
Новый способ выплаты белорусам пенсий и пособий связан со вступлением в силу измененного закона о социальном обслуживании.