Куда подевались бабушки с городского рынка в Вилейке? Сходили за банкой огурцов, а продавцов нет
Пенсионеры не дождались постоянного покупателя и ушли на зимовку. Оказывается, торговля на рынке простаивает.
Предприимчивая Валентина Андреевна привезла на рынок столько, сколько влезло на велосипед и стала ждать. На прилавке – варенье, сушеные травы, пара банок огурцов. Слева – пинетки, хендмейд дочери-ремесленницы, справа – самодельные разноцветные коврики. Цена в разы ниже фабричных, но «хоть бы один купили», сетует женщина.
Сегодня Валентина Андреевна торгует с дочерью. Вместе веселее, хоть и стоят на рынке одни. Раньше в надежде сколотить хоть какой-то капитал в нагрузку к пенсии бабушки в любую погоду несли, что могли ко входу на рынок и укладывали товар на тротуар. Пару лет назад предприимчивых пенсионеров переселили на рынок. Под торговлю выделили крайний ряд и поставили деревянные прилавки, покрытые карбонатом. Пенсионеры рассказывали, что «осенью на голову не льет, зато летом – невыносимая жара, даже помидоры плавились».
С павильонами и «галеркой» на рынке бабушки смирились, а вот с редкими покупателями – пока не очень. С октября многие разошлись по домам, когда распродали огурцы и помидоры.
– Стоять здесь не для кого. Перед праздниками еще были покупатели, под Новый год ходили. В районе мало работы, а у людей нет денег, да и некоторые товары на рынке дороже, поэтому люди ищут варианты подешевле или ездят в Молодечно или Минск. И платить за место не все пенсионеры хотели. 1,5 рубля – тоже деньги, на тротуаре же бесплатно торговали, – рассказали нам.
Валентина Андреевна, переминаясь с ноги на ногу, день простояла на рынке в ожидании покупателей. Бойкой торговли не случилось. Хлеба с маслом сегодня не будет – нет покупателей. Но, говорит женщина, «сидеть дома пенсионеру скучно, а вдруг покупатель придет».
У бывшего начальника мастерских Станислава дела идут чуть лучше – вилейчане круглый год верят в целительную силу меда, а потому две банки кто-то купил. Пенсию Станислав называет средней, говорит, старается для внуков.
«А кто им поможет?» – звучит напоследок.
Скоро весна, а там – и лето. Торги у пенсионеров в это время обычно идут в гору – рассада и овощи с огорода расходятся лучше самодельных ковриков. Сейчас бабушки с вилейского рынка не очень хотят платить полтора рубля за место на рынке. Но налоговая в этом году обещает быть внимательнее к тем, кто при обосновании крупных покупок в доходах укажет продажу продукции с личного подворья. Нововведение коснется пчеловодов, грибников, ягодников и огородников. Им придется платить налоги, если сумма дохода превысит 200 базовых величин за год. Но пока, говорят пенсионеры 6 400 рублей для многих – полумифическая сумма.
Марина ЛЕБЕДЕВА
Фотографии автора