Коренная минчанка оставила столицу и переехала в деревню в Вилейском районе. Косит двор и носит воду из колодца
От Вилейки до Кривого Села – 10 километров, где живут чуть больше 300 человек, а летом сюда съезжаются дачники. Домик Галины стоит на тихой улице.
Он скрывается от сельской дороги в глубине ухоженного участка.
Галина Михайлова – вузовский библиотекарь со стажем. Она выросла в центре Минска, училась в одной из лучших школ столицы, перечитала всего Кинга, а пять лет назад купила домик. Свой переезд из центра столицы минчанка называет проектом жизни «Домик в деревне». Но обо всем по порядку.
«В нашей семье книгу любили все»
Возле ног миниатюрной Галины трется кошка Софи, которую однажды в консервной банке подбросили под забор. Рядом с Софи – такой же упитанный Масяня.
С кошкой Софи
Галина готовит кофе и рассказывает, как однажды решила оставить свою однушку.
– Я выросла в центре столицы. Напротив – парк Янки Купалы, рядом – Свислочь, где любят гулять минчане. Дом наш был генеральский. В нем жили представители Министерства обороны и белорусского генштаба. Жильцы – со званием не ниже полковника. После смерти бабушки квартиру мы продали. А сейчас в этом доме живут обычные люди, – рассказывает минчанка.
Родительский дом в центре столицы. Фото из архива героини
Галина росла в семье генерала, «в интересном окружении с четким режимом и под контролем». Ее дедушка был библиотекарем, а потом закончил военное училище, прошел войну и дослужился до генерала. Но военные ранения дали о себе знать: в 42 года его комиссовали из-за временной потери зрения и слуха. Позже дедушка работал в Академии наук. Бабушкаи мама Галины – филологи. Отец – морской нефтяник.
Папа Галины работал на Сахалине, а Галина росла с бабушкой и тетями и дядями.
Галина (в матросском костюмчике) с родителями, бабушкой и дедушкой
– В детстве я была маленькая и хрупкая, – вспоминает Галина. – Могла спрятаться в коробке из-под обуви. Но в нашей семье ребенок не воспринимался, как ребенок: он несет ответственность за поступки и суждения. У бабушки была установка, что ребенок – человек маленького роста. Все мои предки были начитанные, поэтому образование всегда было в приоритете. Я училась в одной из лучших школ Минска, где немецкий язык изучали с первого класса, параллельно занималась фигурным катанием и закончила музыкальную школу по классу фоно. Читать меня научили в четыре года. В 1-м классе моей настольной книгой был «Всадник без головы».
Галине 3 года
В 7-м классе Галина на два года уехала с родителями на Сахалин.
– До этого я жила в элитном доме, ходила в элитную школу, где с 1-го класса учили немецкий. Музыкальная школа, центр Минска. А мама и папа – в рабочем поселке на Сахалине, где жили работяги и потомки бывших заключенных, – вспоминает о новом жизненном опыте минчанка.
Ее родители жили в бараке с холодной водой. В классе школы, где Галина проучилась два года, стоял жуткий холод. Интересы у сверстников были другие – девочке, выросшей в семье, где недопустимо слово «дурак», было непросто.
– Маму ученики уважали. Она читала наизусть главы из «Войны и мира». Кстати, у мамы нашла стихотворение Киплинга «Заповедь», которое стало для меня заповедью на всю жизнь. С него я начинала свой день. В музыкальную школу добиралась на автобусе по сахалинскому морозу за 20 км от поселка. Все-таки закончила, потому что бросить – показать, что я слабая. Этот отъезд выбил меня из уклада, в котором я росла. Уже не могла догнать по учебе одноклассников и в итоге закончила другую школу – СШ №4, где учились дети министров. Моей одноклассницей была дочь Ивана Мележа. Лора приходила ко мне в гости. В параллельном классе – дочь Ивана Шамякина. А с моим братом в СШ №24 – внучки Петра Машерова. За одной он даже слишком по-пацански ухлестывал, – рассказывает Галина.
Галина училась в СШ №24, закончила СШ №4
Минчанка хотела выучиться на адвоката. Но не прошла конкурс на юрфак и подалась на завод машинисткой. После отучилась на библиотекаря.
– Читала я всегда. В 16 лет интересовалась философией. Обожаю Томаса Манна. Прочитала 125 книг Стивена Кинга. Он философ. Одна из шедевральных работ – «Нужные вещи». Ее должен прочитать каждый образованный человек. Поэтому самое страшное наказание было, когда за провинность меня лишали книги. Кстати, книгу в нашей семье любили все. Дед по образованию был библиотекарем, но понял, что семью на зарплату библиотекаря не прокормить, и подался в военные.
«Домик в деревне»
Галина Михайлова проработала в вузовских библиотеках 24 года. А в 47 лет решила купить домик в деревне.
– В 45 лет я прочитала статью про отложенную жизнь. Прозвучала довольна важная мысль: исполнения мечты можно так и не дождаться. Тогда я поняла, что так можно рассуждать всю жизнь и не сделать ничего. Кстати, однажды в кругу друзей я заявила, что пусть мне плюнет в лицо тот, кто скажет, что я буду жить в деревне. Я урбанист, выросла в центре Минска. Какая может быть деревня с моим отношением к зоне комфорта и любовью к городу? Это не сочеталось. Но мысли продать в Минске квартиру и уехать в деревню с 9-го этажа и прокуренного подъезда посещали все чаще. Я стала задыхаться в городе от часовых поездок и холодных троллейбусов зимой. В жизни каждый ищет свой путь. Кто его видит – тот не бедствует. Моим вариантом было – аренда моей однушки, а иначе как прожить в столице на одну пенсию? Я купила дом на Витебщине. Этот проект (этап в жизни – прим.) я назвала «Домик в деревне», – уточняет Галина.
Минчанка прожила в заброшенной деревне в Ушачском районе 7 лет, где до магазина – 2,5 км и две скорые на весь район.
– Ты внезапно можешь оказаться в предынсультном состоянии, и никто не поможет. Тогда я решила переехать. Искала деревню с минимальной инфраструктурой. Выделила три критерия: рядом вода – я очень люблю поплавать, жилая деревня, магазин и ФАП. Домик в Кривом Селе нашла по объявлению. Обшила стены еловой вагонкой, покрытой белым лаком, перевезла мебель и библиотеку. Построила баню и посадила во дворе туи и можжевельник. Здесь несколько магазинов и удобное сообщение с Минском. Есть ФАП, – уточняет минчанка.
«Утро начинается с кино и завтрака»
– Сельская жизнь – это сплошная романтика. Мне нравится складывать дрова – в этом процессе много поэзии, они разные по форме и цвету. Я обожаю поездки на велосипеде. Наверное, любовь к сельским пейзажам мне привил в детстве дедушка. На летних каникулах каждое утро на рассвете он водил меня на Друть, чтобы показать, как купаются выдры, – вспоминает Галина.
Складывание дров минчанка сравнивает с поэзией
Будни Галина занимает саморазвитием: много читает, изучает азиатскую культуру и готовит.
– Не отказываю себе в хорошей еде. Это важная составляющая нашей жизни. Я люблю поесть красиво и со вкусом, сопровождая процесс просмотром фильма.
Галина сама обкашивает двор, но огород сотками не засевает – не ест закатки. Из овощей на грядках растут огурцы, лук и немного картошки, пряности, салат, дайкон и редис, клубника и земляника.
– В деревне мне комфортно. Обожаю запах печи. И воздух в деревенском доме не такой сухой, как в квартире. От сельской жизни я испытываю эмоции, которые только может испытывать человек, который вырос в центре столицы, – говорит напоследок Галина.
Марина ЛЕБЕДЕВА
Фотографии автора