Опубликовано: 10 июня 2022, 12:09
1736

«Хотели нас в город принять да не успели». Как живут в двух поселках на отшибе Вилейки, где один стал городом, а второй нет

Избино и Маковье друг от друга – через дорогу и отрезаны от города лесом и железной дорогой. Поселки годами строили свою вселенную. Но Избино официально так и осталось деревней. А Маковье, ставшее частью города, удивляет «рабочими» улицами и переулками, в которых можно заплутать, как в большом городе.

Маковье: улица, переулок, поселок – и все рабочие

За густой стеной кучерявых деревьев прячутся двухэтажные кирпичные домики. За заборами – сплошные парники из карбоната да грядки. На центральной улице посреди хорошего асфальта – хорошие ямы и ни души. Кажется, будто и правда в деревню заехали.  

В огороде замечаем женщину. Отрываем от огородных дел, заговаривая о том, как жители Маковья «стали городскими».

– Мы сразу и были городом.  В 1986 году получали здесь квартиры. Нашим мужьям жилье раздавали. Кто-то в ПМК-1 работал, кто-то – в ПМС и УПТК – для рабочих трех организаций и строили эти двухэтажки, – рассказывают нам.

Местные говорят, что хоть жили в городе, но, как в деревне – без автобуса и магазина, и коров раньше держали, и свиней, «а теперь – только куры, коты да собаки».

 – У нас тут – тишина, лес, даже клюква растет, – к разговору подключается еще одна местная жительница. Женщины уточняют, что «магазин нормальный, с 8 до 8 работает», на инфраструктуру не жалуются. Нас же удивляет название улицы, на которой мы остановились: Поселок рабочий.

Местные в ответ смеются. Говорят, «придумывали и придумали». В Маковье и правда несколько «рабочих» улиц. Есть еще переулок Поселок рабочий (не перепутайте с улицей), улица Рабочая и 1-й и 2-й Рабочий переулок. Все эти улицы и переулки – рядом или перпендикулярно.

Но называют местные свой микрорайон – Маковье, как одноименную деревню, которую теперь окружили улицы да переулки, хоть «Маковьем мы никогда и не были».

– А вы в настоящее Маковье съездите, – провожают нас местные.

Едем в исторический центр поселка. Название, судя по местным ойконимам, бывшей деревне досталось от дохристианского названия растения. С виду нынешняя улица Маковье так и осталась деревней. Вдоль узкой гравийки виднеются крыши плотного ряда скромных домиков, на солнце подтягиваются упитанные коты.

На улице встречаем бабушку Елену Николаевну. Она отсюда родом.

– Пожила и в деревне, и на городской улице, – улыбается бабушка и добавляет, что Маковье стало улицей Вилейки в 1989 году. Из нового в бывшей деревне – городской автобус и магазин.

Бабушка уточняет, что в деревне было всего 24 хаты, в город ходили пешком,  Маковье окружали поля и лес.

У жителей улицы из городских благ есть газ, канализация – только «в новом Маковье». Асфальта тоже нет, потому что «дорога узкая, дома не подвинешь».

Возле трассы на краю Сморгонской улицы встречаем пару с косой и граблями. Пытаемся вывести на откровенный разговор – чего не хватает.

– А нам здесь хорошо. Город недалеко, дом, двор, – пара как будто и сама не определилась, где они живут: в городе или в поселке. – Мы деньги собирали, кресты в Маковье благоустроили. Нам бы церквушку.

Избино: Радужная, Тупиковая, Соловьиная

Избино находится от Маковья буквально через дорогу. Едем посмотреть, как неподалеку поживает еще один поселок, только он официально – деревня, где живут чуть больше 300 человек.

Избино – местечко старинное. В 1766 году местность была урочищем Избище с Шиловичской пуще, почти через век стала застенком, перед войной была в составе Вилейской городской гмины. Но городом так и не стала.

Дворцов с террасами здесь нет. Зато есть пару частных предприятий, магазин и районный Дом ремесел с музеем яйца. На остановке трое ждут автобус. В расписании до города – два городских автобуса и 4 рейса: два утром и два – вечером.

– Хорошо, что и такой есть. Местные на остановку ПМС ходят. А вообще сколько той Вилейки? Железную дорогу перешли, и мы уже в деревне, а не в городе, – отшучиваются в ответ.

Почему Избино, как Маковье, не город, у местных – свои версии. По одной – в деревне много «колхозного имущества» и переводить их на баланс города «стоило бы волокиты». Местные уточняют, что раньше им налоги на землю и недвижимость обходились дешевле, «а теперь платят, как в городе».

По другой версии – стать городом Избино помешал развалившийся Союз.

– Хотели нас в город принять да не успели. Так что живем мы в деревне и у нас один участковый, – говорит коренной житель Избино Владимир Петрович, которого мы встретили возле дома в цветах и без наворотов на улице Подлесной. Пенсионер добавляет, что он лично живет в старой Избино и что за 30 лет в деревне появились коттеджи и дорога с асфальтом. Эту часть деревни местные называют новой Избино.

– Так дороги у вас не очень.

–  А зачем нам «очень»? Чтобы летали тут? Нам и без асфальта хорошо, а автобусы теперь никому не нужны – все на машинах, – говорит Петрович.

В Осиповичском сельсовете нам рассказали, что в Избино в 80-х было домов – по пальцам пересчитать, а вокруг – колхозные поля. Со временем горожанам стали выделять под строительство участки. Сегодня в деревне – 102 хозяйства и 307 жителей.

Нам рассказали, что из льгот у местных – бесплатное питание в саду и школе и пониженные тарифы на аренду и у ИП. Налог на землю и недвижимость местные платят «как все». Нет льготы и для сельских абитуриентов при поступлении в вуз.

– Так почему Избино так и не стала городом? – спрашиваем.

– Наверное, потому, что нет инфраструктуры. А вообще местные и сами не хотят. Им нравится жить в деревне. Многие даже так прямо и говорили: «А нам не надо».

Марина ЛЕБЕДЕВА
Фотографии автора  



Читайте также

Права на 20 лет и техосмотр на 3 года. Какие изменения вносит новый указ?
Проведение более 200 административных процедур корректируется в Беларуси. Соответствующий указ №55 подписан 16 февраля.
«Театру жить и процветать!» В МОДТ торжественно открыли театральную экспозицию
29 марта в Минском областном драматическом театре прошла церемония торжественного открытия театральной экспозиции.
Прятал наркотик в баночке из-под настойки валерианы. Суд вынес приговор
Прокуратура Минского района поддержала в суде государственное обвинение в отношении жителя столицы, которому инкриминирован незаконный оборот наркотических веществ.