«Без воды не поднять, а полный – и подавно». Вилейчанка рассказывает о наследстве – довоенном самоваре, который еще готовит чай
Раритетный тульский самогрей Ольге Колосовой достался в наследство от родственников. Хоть самовару не один десяток лет, он до сих пор исправно закипает на углях. У чая есть необычный древесный вкус, которым в процессе пропитывается вода.
Раритету – больше 70 лет, рассказывает владелица самовара. В Вилейку он переехал из Брянской области, а до этого из старинного самовара разливали чай в родительском доме мужа Ольги в селе Семячки Трубчевского района Брянской области.
– Подобные самовары выпускали в Туле в 1930-х годах. Город пряников славился еще и металлургическим производством: самовары здесь выпускали с конца 18 века. С приходом советской власти все частные производства национализировали и образовали артели. Одна из них – «Прогресс», название есть на клейме, – продолжает Ольга Колосова.
Вилейчанка уточняет, что самовар после войны купил ее будущий свекор, человек интеллигентный и образованный. В 1977 году Ольга вышла замуж и увидела тот самый самовар у родителей мужа: тот закипал в саду под старой яблоней в селе Семячки.
– Я приехала из деревни Беларуси, и такой «самогрей» для меня был в диковинку. В те времена такой атрибут в принципе был редкостью, тем более в деревнях. Пока мы гостили у родителей мужа, каждый вечер пили чай из самовара. Позже они переехали в Беларусь и забрали самовар с собой, – вспоминает Ольга Колосова.
Владельца раритета добавляет, что особый интерес к старине появился, когда она стала научным сотрудником музея.
– Однажды витала мысль – передать самовар в фонды музея, но родители мужа не поддержали: в каждой семье должна быть реликвия, которую нужно передавать из поколения в поколения, – отмечает Ольга.
Сейчас самовар хранится в домике, куда переехали родители мужа.
– Наших предков не стало, но традиция живет: вместе с детьми и внуками мы собираемся на даче и пьем чай из этого самовара. Кстати, весит прилично: без воды тяжелый, а полный – и подавно, унести можно только обеими руками, – говорит Ольга. – Моему внуку очень нравится краник. Не зря многие коллекционеры считают ветку крана настоящим трофеем и готовы гоняться за ней по всему миру. И все потому, что при производстве самоваров они были разные и почти не повторялись, – заключила Ольга Колосова.
Марина ЛЕБЕДЕВА
Фото из архива Ольги Колосовой