«После войны он стоил, как корова». Вилейчанин рассказывает о необычном наследстве – музыкальном немецком трофее
Мы продолжаем проект «Семейный раритет», в котором люди рассказывают о старинных реликвиях своей семьи. Александру Соничу из Вилейки достался в наследство деревянный отцовский баян, купленный после войны.
«Отцу он достался за хорошие деньги»
В молодости Александр Сонич слышал много историй об отце-баянисте. Его отец Владимир Сонич родился в 1931 году. С семьей жил в деревне Ярмоличи и после войны частенько захаживал с баяном в другие деревни: то свадьбу сыграть, то молодежь на танцах повеселить.
– Музыкального образования у него не было, зато был отменный слух. Все вокруг его называли гармонистом. В послевоенное время гармонист был уважаемым человеком. При случае его приглашали на танцах поиграть и на свадьбах. Кстати, отлично играл на баяне и мой дядя Леонид. Меня еще долго старожилы узнавали по отцу. Когда в деревню на автобусе ездили, мне часто говорили: «А ты, наверное, Володькин сын, больно уж похож», – рассказывает владелец раритета.
Александр Сонич рассказывает, что деревянный баян, попал к отцу после войны, от реставратора. Музыкальный инструмент – вариант трофейного немецкого аккордеона. Мастер починил его и на свой манер укрепил «чем-то вроде слюды».
– В деревне Судники жил известный баянный мастер Иван Судник. Отец рассказывал, что мастер его переделал. После войны баян было не достать, и стоил он, как корова. Не каждый мог позволить такую роскошь. Отцу он достался за хорошие деньги, – говорит Александр.
«Деньги деньгами, сапоги сапогами, а это память»
Так случилось, что до поры до времени старинный инструмент пылился в шкафу в старом родительском доме. Механизм разладился, но инструмент упорно продолжает гудеть. Деревянные кнопки начали западать. Александр рассказывает, как однажды повез баян к наладчику, чтобы тот починил баян. Но так и не получилось: мастер приболел.
Сам Александр играть на баяне не научился, зато дочь Ирина, по его словам, виртуоз. Сейчас она преподает в музыкальной школе.
– Видимо, в деда удалась, – говорит Александр Сонич.
Находились и те, кто хотел купить семейную реликвию – старинный инструмент.
– Однажды у нас гостили музыканты и просили продать баян. Мы даже сумму не спрашивали. Ни за что не продадим. Деньги деньгами, сапоги сапогами, а это память. Сколько народу под него отплясало: и на танцах, и на свадьбах. Музыканту же все равно: дерутся или танцуют, он играет, – шутит Александр.
Поставщик двора его императорского величества
На старинном баяне есть фирменная этикетка с логотипом производителя Jul.Heinr.Zimmermann. По ней можно предположить, что инструмент – производства известной европейской марки «Циммерман».
Википедия сообщает, что Jul.Heinr.Zimmermann – это имя немецкого фабриканта музыкальных инструментов и музыкального издателя Юлиуса Генриха Циммермана, который долгое время работал в Российской империи. В 1883 году он открыл в Петербурге нотный магазин и музыкальное издательство, здесь же продавал музыкальные инструменты: струнные и духовые.
Изделия Циммермана завоевывали награды на международных и всероссийских промышленных выставках, а в 1901 году Циммерман был удостоен звания «Поставщик двора его императорского величества». Фирма открыла филиалы в Москве, Лондоне, Риге, а потом в Лейпциге, где и началось производство инструментов собственной марки «J.H.Z.».
В 1919 году фирму национализировали. На базе фабрики духовых инструментов был создан «Ленинградский завод духовых инструментов».
После смерти Юлиуса Циммермана в 1928 году фирма была разделена на музыкальное издательство и производство музыкальных инструментов. Производство существовало до 1936 года, а музыкальное издательство «Zimmermann» и сейчас является одним из крупнейших в мире.
Марина ЛЕБЕДЕВА
Фотографии автора и с сайта wikipedia.org