«Ну, дайте вы душу отвести». Репортаж с первого льда на Вилейском водохранилище
Пятница. Трескучие минус 15 перешли в ноль. Лед «зацепился» за берег. Между берегом и рыбаками ледяное полотно «разрезают» контрастные трещины. Но их это не останавливает.
Первые любители подледной рыбалки появились на водоеме в начале недели, пишет Mlyn.by. Толщина льда еще не дотягивает и семи сантиметров, а рыбаки уже тут как тут. Не останавливают даже предупреждающие таблички о том, что лед тонкий. С зимней рыбалкой у спасателей началась головная боль.
Перед нами – запорошенная снегом ледяная гладь. Вдалеке – несколько рыбаков. До них добираемся на аэроботе с воздушными подушками. Новое спецсредство вилейским спасателям выделили три года назад. «Пиранья» одинаково быстро передвигается и по воде, и по льду, разгоняясь до 100 километров в час.
Движемся в сторону Чижевской затоки. Здесь раньше других мест на водоеме появляется первый лед, а с ним – и первые любители рыбалки.
– В выходные рыбаков прибавится. Стоило бы со льдом повременить. Рано еще. Где-то семь сантиметров, а возле станции вообще два-три. Возле берега лед плотный. Но это на первый взгляд. Дальше – полыньи и вода гуляет. Завтра плюс обещают. Лед стоять будет, но появятся промоины, а если еще снег выпадет, эти полыньи можно просто не заметить. Возле берега рыбаки не сидят, идут подальше, а там опасно. Вот как это донести? Из тысячи два-три задумаются, а остальные как ходили, так и будут ходить. Одни считают, что с ними так не случится, – говорит начальник спасательной станции Егор Ровдо.
По сути, затока не входит в зону контроля станции, но, когда речь заходит об опасности, спасатели не выбирают.
Чижевская затока. Под ногами звенит лед. У нас «скачут» нервы. Зато мужики спокойны. Под ними – метры ледяной воды. Сидят друг от друга на расстоянии. Наблюдают за лунками.
– Вы бы поближе к берегу перебрались. Лед еще тонкий, – говорит рыбакам Егор Ровдо.
– Пять сантиметров есть. Может и рановато, но мы аккуратно, – непреклонен рыбак. Мужчина заверил, что на затоке знает каждый метр, а потому волноваться не стоит.
– Вы не представляете, какое это удовольствие! – удильщик расцветает в улыбке, когда из лунки появляется плотва размером с пол-ладошки.
– Так лед трещит. – замечаем.
– Да он нас всех выдержит! Когда трещит, значит, вода расширяется. Вообще это хорошо. Предупреждение. Крайний лед, кстати, не трещит. Он пористый, там быстрее провалиться можно, – парирует другой рыбак по имени Николай и, ссылаясь на законы физики, отворачивается от камеры.
По факту уговоры спасателей – единственная сила, способная остановить рыбаков. Одни слышат, а вторым просто все равно.
– Протоколы мы составить не можем. Таких полномочий у спасателей нет. Каждый год одно и то же повторяем, а толку? – констатирует Егор Ровдо.
Впрочем, рыбалка сегодня задалась. Мужики рады улову даже в пол-ладошки. У них к процессу особое отношение:
– Хоть отдохнуть от работы, – уточняют мужики.
На противоположном берегу рыбаки вовсю сверлят лед.
– Хороший лед! – заядлый рыбак Александр демонстрирует толщину на пальцах. – Мы дальше не пойдем. А завтра вообще дома останемся. Ну, дайте вы хоть сегодня душу отвести, – бросают напоследок рыбаки.
Юлия ЛАХВИЧ
Фотографии автора