«Каково это, когда на шее – килограммовая сумка с монетами?» – кондуктор из Вилейки рассказала о редких «спасибо» и что придумывают люди, чтобы не платить за проезд
Антонина Максимович отработала 15 лет кондуктором. Когда-то ее голосом автовокзал «сообщал» об отправлении и опоздании автобусов. Потом женщина ловила «зайцев», а в последнее время обилечивает народ.
Антонина Максимович – в числе старейших работников автопарка, рассказывает Mlyn.by.
«По понедельникам и вторникам пассажиров меньше»
Утро кондуктора начинается, когда весь город спит. До выхода на линию и водители, и кондукторы проходят «допинг-контроль», у всех измеряется температура.
– Работаем сменами и по графику. Обычно подъем у меня в 4.00, но бывает и раньше. Все зависит от маршрута автобуса. Самый ранний в городе – «четверка». Отправляется автобус от Оранжереи в 5.20. На работе нужно быть минимум за полчаса до выезда. Поэтому перед «четверкой» день у меня начинается чуть раньше – в 3.15, – уточняет кондуктор.
Антонина Максимович замечает, что меньше всего людей ездит по утрам, до 7.00 и после 18.00, а еще – по понедельникам и вторникам. В эти дни не работает рынок. Самый насыщенный маршрут – «тройка». Выручка здесь всегда больше.
– И утром, и вечером в «тройке» – масса людей. Особенно зимой: то гололед и слякоть, то машина сломается или не заведется. С 7.00 до 8.00 в другой раз на Северном не пробиться: новый микрорайон, там больше 2 000 человек живет. Летом народ в «четверке» массово едет отдыхать на водохранилище. Если на смене с утра – домой попадаю в 15 часов. Если работу начинаю в обед, заканчиваю поздним вечером. Иногда выхожу на замену. Тогда приходится дежурить полную смену. К вечеру в ногах ощущается жуткая усталость. Да и на домашние дела сил почти не остается, – откровенничает Антонина Васильевна.
«Дала сдачу мелочью – и началось»
Работа в общественном транспорте, как и любая другая с людьми – не из легких, и физически, и морально. Кроме того, что кондуктор проводит день на ногах, он постоянно находится в группе риска из-за ковида и прочих вирусов, а еще периодически выслушивает недовольства пассажиров.
– Люди наши разные. Одни зайдут с улыбкой, поздороваются. Другие видят кондуктора, но с деньгами в руках проходят мимо. Нам несложно подойти. Продать билет – обязанность кондуктора. Поэтому такие прогулки по салону – не редкий случай. А каково это, когда на шее висит килограммовая сумка с монетами. Благо во время перерыва есть возможность обменять мелочь в магазине. Такое поведение пассажиров очень обижает нас, кондукторов. А когда внезапно в салоне появляется контролер – во всем нас же и винят.
Кондуктор рассказывает, что нередко пассажиры конфликтуют на ровном месте. Высказывают недовольство, что опаздывает автобус или что сдачу мелочью выдают. «От конфликтов мы стараемся уходить: хочешь не хочешь, а станешь психологом», – рассказывает Антонина.
«Приятно слышать «спасибо», но звучит оно редко»
Отдельная тема – подпившие пассажиры.
– Один сядет тихо и едет, а другой скандалит, да еще и брать билет не хочет. Последних мы просто высаживаем. Ну, и пассажиры с популярной отговоркой: «Я только одну остановочку!» Нет такого правила и не было. Если человек вошел в автобус, он должен оплатить проезд в полном объеме. И количество остановок здесь не играет роли. А еще неприятно, когда люди начинают расплачиваться 100-рублевыми купюрами. Автобус только вышел в город: выручки еще нет, а значит, и нет возможности разменять. Приходится возить свои деньги. А некоторые пассажиры порой умышленно дают крупную купюру, чтобы не платить за проезд. Есть нюансы и с молодежью. Заходят в автобус с якобы забытой справкой. А потом выясняется, что молодой человек вовсе не школьник. Таких пассажиров тоже просим прогуляться пешком. А вот «зайцы» в последнее время – редкость. Люди стали более ответственными и чаще покупают проездные, – добавляет кондуктор.
Есть и благодарные пассажиры, говорит Антонина Васильевна.
– Всегда приятно, когда протягиваешь билет и слышишь в ответ «спасибо». Но, к сожалению, звучит оно в наш адрес редко. Мы понимаем, что пассажир в первую очередь – человек. Иной раз едет человек такой угрюмый и обозленный. С улыбкой прошу оплатить. Глядишь, и он в ответ улыбнется. Но, к сожалению, именно негативное отношение со стороны пассажиров сохраняется в памяти дольше. И несмотря на это, я очень люблю свою работу, потому что вокруг кипит жизнь.
Забытые вещи в автобусе – частое явление.
– Взрослые чаще оставляют мобильные телефоны, зонты и кошельки, дети – рюкзаки, – уточняет Антонина Максимович.
Как раз в момент нашей встречи в «единице» затерялась детская сумка. Сейчас она ждет хозяина в диспетчерской. Собственно, туда кондукторы, откатав круг-два, и относят забытые вещи.
– Забирают, но благодарность в книгу замечаний и предложений пишут редко. Быстрее жалобу оставят, – с иронией констатирует кондуктор.
Время обеда. «Единица» останавливается на автовокзале. Минута – и мы в диспетчерской. После реконструкции здесь для кондукторов и водителей оборудовали комнату отдыха. Есть микроволновка и телевизор.
– И отдохнем, и перекусим, – улыбается Антонина Максимович.
И напоследок. Три простые и душевные просьбы кондукторов.
«Пожалуйста, заранее готовьте деньги за проезд. В то время, пока вы ищете их по карманам, остальные пассажиры едут без билета».
«Подавайте кондуктору деньги сразу, когда встретились с ним в салоне. Очень обижает, если пассажиры проходят мимо, не замечая кондукторов, как будто их и вовсе нет».
«Кондуктор – тоже человек. Поэтому постарайтесь не вымещать на них плохое настроение. Взамен кондукторы будут очень признательны вам за улыбку».
Юлия ЛАХВИЧ
Фотографии автора