Подобные рейды пройдут еще не раз. Итог, говорят спасатели, очевиден: цифры печальной статистики в жаркий сезон в последние годы не растут.
«Из-за куска «железа» – штраф?» Репортаж с рейда на пляж Вилейского водохранилища
На берегу водоема в выходной день многолюдно. У воды – палатки, возле беседок – запах шашлыка и мангалы.
Народ отдыхает, подъезжая на машинах прямо к воде, и закон, похоже, тут не причем, как и комфорт других отдыхающих – не нравится музыка, а слушать придется, пишет Mlyn.by.
«Из-за куска «железа» – штраф?»
Усиление контроля в местах массового отдыха весной и летом – обычное дело. И не только со стороны милиции. В рейде – представители РОЧС, спасательной станции и природоохранной инспекции.
Служебная машина движется в сторону Вилейского водохранилища. Живописные места, ухоженный берег и рыбалка недалеко от Минска привлекают не только местных отдыхающих. Патруль проверяет, как соблюдаются правила парковки и стоянки, безопасность на воде и культурный отдых на берегу.
Перед въездом на пляж знак предупреждает о том, что остановка запрещена, не говоря уже о стоянке. Рядом – обустроенная парковка. Но оставить машину в регламентированном месте решили не все. Сотрудники милиции через усилитель просят убрать машины. Владельцы не отпираются, извиняются и переезжают.
В поле зрения патруля попадает «Рено». К водителю претензия по поводу парковки: мужчина подъехал к воде слишком близко, а это нарушение подпункта 1.11 пункта 1 статьи 54 Водного кодекса, где написано, что стоянка механических транспортных средств до 30 метров от береговой линии по горизонтали запрещена.
– Так а где ставить машину, мангал на плечах нести? – возмущается мужчина.
Участники рейда поясняют: подъехать и выгрузиться закон не запрещает. А вот стоянка не допускается. У экологов на этот счет свой взгляд: во-первых, выбросы, а рядом вода, во-вторых, уничтожение растительности.
– Люди ставят машины на зеленой зоне, а там потом голая земля остается. Что мы внукам после себя оставим? – говорит начальник районной природоохранной инспекции Николай Соболевский. Вспоминает, как три года назад водители умудрились устроить на водохранилище дрифт, «так от травы ничего не осталось».
Незнание закона не освобождает от ответственности – водителя «Рено» приглашают в служебный автомобиль для составления протокола. Часть вторая статьи 16.34 КоАП предусматривает до 10 базовых. Житель Смолевичей получает минимум – 0,5.
– Из-за куска «железа» – штраф? Мы не знали. Мы обычные люди, трезвые, на заводе работаем. Ехали сюда на воду посмотреть. Поставьте табличку, чтобы люди видели! – непреклонен мужчина.
Предупреждающий знак о том, что зона пляжа является водоохранной, установлен еще на въезде. В том же Водном кодексе сказано о назначении подобных мест: для предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов и сохранения среды обитания объектов животного мира и их произрастания на прилегающих к водным объектам территориях.
Но его, говорит Николай Соболевский, никто не читает, как и правила поведения на водах от ОСВОДа – и за буйки заплывают, и в воду нетрезвые заходят.
Через несколько метров – очередная компания. На берегу – мангал, из машины, припаркованной на берегу, звучит громкая музыка. За столиком – пара. Отдыхают. К водителю аналогичная претензия: машина стоит слишком близко к воде.
– Мы не знали, что нельзя здесь парковаться. А где тогда можно? Вот вы знаете мое имя, вот и я не знаю такого правила. Напишите об этом где-то, чтобы народ видел, а не штрафуйте! – на эмоциях рассуждает мужчина.
– А шашлык хоть пожарить возле воды можно или тоже нельзя? – спрашивает другой мужчина из той же компании.
Можно, но по правилам, рядом с костром должны быть вода, лопата, песок. Запрещается разводить костры под кронами деревьев и на корнях, уточняют компании.
«Один на спор переплывал водохранилище, второй ждал на берегу»
Рейд продолжается. К патрулю присоединяется председатель районной организации ОСВОД Елена Гракович. Купальный сезон открыт – как минимум одна компания в купальниках придерживалась такой позиции.
– За буйки не заплывайте и детей в воде одних не оставляйте! – предупреждает патруль.
– Все будет хорошо! – улыбаются им в ответ.
– Хорошо, если «хорошо», но, чувствую, к вечеру начнется, – сетует Елена Гракович. – Люди как выпьют, для них никаких правил и законов нет. Год назад один товарищ на спор водоем переплывал, а второй встречал его на берегу в районе Вязыни. Пошла волна, буря началась. Пловец выбился из сил, стал захлебываться, а второй в панике нам звонил, чтобы вытащили. А другая компания однажды друга искала. Говорят, на лодке поплыл, а спохватились только утром. Часа два наши спасатели его искали, а он потом сам пришел.
Таких историй у спасателей немало. Утром, например, после пикника, который был в предыдущий день, вилейских водолазов просили «спасти» телефон. Звонивший минчанин рассказал, что байдарка перевернулась, а телефон ушел ко дну.
– Люди не понимают, что водолазы спасают людей, – констатирует председатель районной организации.
На середине водохранилища участники рейда замечают судно. Судя по торчащей удочке и панаме – на борту кто-то есть. После удачи в виде двух лещей рыбак прилег отдохнуть. Спасатели напоминают ему о жилете и уезжают.
На берегу визуально порядок: отдыхающие трезвые, дети под присмотром родителей.