Опубликовано: 08 декабря 2016, 11:52
49

Выводят на чистую воду. Как учительница из Вилейского района и ее экобригада спасают Вилию (фото)

Анну Лешкович в Вилейском районе знает, наверное, каждый. Именно благодаря ей и ее ученикам местные жители пьют чистую воду и могут купаться в реке.

Анна Викентьевна 18 лет работала директором ГУО «Погостский учебно-педагогический комплекс детский сад-базовая школа» в деревне Погост Вилейского района. Сейчас она на пенсии, но продолжает заниматься с детьми экологическим воспитанием: вместе они проверяют реки и колодцы в окрестных деревнях на нитраты, ищут нелегальные свалки отходов и места сброса навоза. И, что важнее, не только находят эти проблемы, но и стремятся их решить, пишет 7 декабря интернет-издание «Завтра твоей страны».

Что делать, если ферма загрязняет реку?

Хоть Погост – деревня небольшая, работа для школьной экобригады всегда есть. Основные заботы связаны с охраной Вилии, в прибрежной зоне которой стоит Погост и еще несколько окрестных деревень. Вода из этой реки попадает в Неман, а потом в Балтийское море, поэтому сельчане чувствуют ответственность за состояние целого моря. К тому же, речка для деревенского жителя – это не только часть ландшафта, но что-то родное, близкое с детства.

Стоки ферм попадали в Вилию, пока школьники не среагировали (эта и другие фотографии ниже – из архива Анны Лешкович)

Изображение 1

Один из источников загрязнения воды в районе – молочно-товарная ферма «Камено» на берегу Вилии.

– Ферма хорошая, в передовиках по району – 269 голов крупного рогатого скота. Там хорошее руководство, – рассказывает Анна Викентьевна. – Но однажды осенью мы с детьми пошли обследовать территорию вдоль реки в районе фермы и просто погрязли в ручье из навоза, который тек в мелиоративный канал. Такая жижа была!

Канал через 50 метров впадает в речку Серчистую – приток Вилии. В месте слияния Серчистой и Вилии тоже было много жижи.

– Мы сфотографировали все и отправили информацию на сайт «Водный контроль», где собираются случаи загрязнения рек.И стали ждать реакции, – говорит Анна Лешкович.

Навозная жижа текла прямиком в мелиоративный канал

Изображение 2

«Водный контроль» – это проект по общественному мониторингу загрязнений водоемов. Портить воду может не только прямой сброс отходов в воду, но и, к примеру, несанкционированная свалка на берегу реки или озера. Специалисты Центра экологических решений получают поступившую через сайт проекта информацию, перепроверяют ее и отправляют в ответственные контролирующие органы.

Весной следующего года, когда Анна Викентьевна и дети снова пошли на разведку к речке, увидели, что территорию вокруг фермы обнесли рвом и поставили ограждение из блоков. Навоза вокруг не было.

– Как только мы там появились, сразу подбежал кто-то из работников фермы. Мы решили не привлекать к себе внимание и не рассказывать, что это по нашему замечанию им пришлось исправлять ошибки. Просто сказали, что с детьми пришли на экскурсию, – вспоминает Анна Викентьевна.

За речкой приглядывают вне зависимости от сезона

Изображение 3

Этот случай был не единственным, когда пришлось указывать предприятию на его нарушения. Однажды дети заметили, что ферма складирует навоз в 100 метрах от русла Вилии.

– Сложность ситуации нашего района в том, что все поля идут под склоном к реке. Один пастух мне рассказывал, как однажды во время сильного ливня услышал шум. Когда вышел из палатки, понял – с таким звуком с полей ручьями стекает навоз, – рассказывает Анна Викентьевна.

Отходы животноводческих ферм – источники загрязнения воды, которые создают люди. Такая ситуация не проходит бесследно и для самих людей: становится негодной питьевая вода, распространяются болезни.

«В деревне 40 колодцев, но воду можно пить только из двух»

Питьевая вода – еще один объект внимания погостской экобригады. Ученики проверяют колодцы на содержание нитратов. Эти вещества оказывают токсическое действие на организм, вызывают кислородное голодание тканей, что приводит к серьезным нарушениям функций центральной нервной и эндокринной систем, обмена веществ, иммунитета. По статистике, около 40 процентов колодцев в Беларуси превышают предельно допустимую концентрацию нитратов.

Только из двух колодцев в деревне можно пить!

Изображение 4

– В нашей деревне в основном централизованное водоснабжение. Всего на одной улице пользуются колодцами. Мы проверили все 40 колодцев в деревне и нашли только два, из которых можно брать воду. Этим летом еще в соседней деревне обследовали 22 колодца. Там результат тоже неутешительный, – вспоминает Анна Викентьевна.

Колодцы проверяют не просто ради интереса. После того, как выяснилось, что в некоторых много нитратов, из них перестали брать воду даже на хозяйственные нужды. Теперь все бурят колонки.

– Были случаи, когда люди говорили, что в их колодце хорошая вода, даже дачники приходят с ведрами. Мы померяли воду в течение четырех сезонов, как рекомендуется, и каждый раз вода была загрязненная. Сейчас нам все, в том числе дачники, благодарны за эту информацию, – рассказывает учительница.

Местные жители после таких проверок стали больше доверять работе Анны Викентьевны и даже приходят к ней сами с проблемами. Просят проверить воду и учителя из соседней деревни, и новые жители Погоста, только что купившие дом.

По деревне пошла молва

На счету Анны Викентьевны и ее бригады экологически ответственных школьников еще много случаев успешной работы. К примеру, ликвидировали свалку в 100 метрах от Вилии. Не собственными руками – отправили информацию ответственным. Свалку сразу же убрали.

– Мусор сюда телегами долгое время свозили сами жители. А куда им было девать? – Анна Викентьевна хорошо понимает своих односельчан.

Экобригада нашла свалку недалеко от Вилии – мусор убрали и поставили контейнеры

Изображение 5

После того, как свалку убрали, для жителей поставили контейнеры. С тех пор в этом месте проблем нет. Как говорит учительница, за последнее время сельчане стали внимательнее относиться к природе, потому что она и ученики «создавали шум по деревне».

– Пошла молва, что мы действительно за это боремся. Тогда и учителя, и обычные жители стали обращать внимание. Сейчас уже нарушений не наблюдается, но все равно многие люди еще не понимают, почему и зачем мы это делаем. А я не могу пройти мимо проблемных ситуаций, – настаивает учительница.

Большие дела маленькой школы

Организовывает экологически важную работу Анна Викентьевна, но ее поддерживает весь коллектив школы – 12 человек.

Помимо всего, что погостские дети делают для родной речки, они интересуются и другими эковопросами. Уже три года ездят в экспедиции «Гринписа», проводили акции о палах травы, анкетировали местных жителей по теме фосфатов в порошках, изучали птиц вместе с общественной организацией «Ахова птушак Бацькаўшчыны».

В этом году погостскую школу закрывают, а ее учеников отправляют за знаниями в другую деревню. Новый директор уже заверил Анну Викентьевну, что планирует продолжать начатое ею экологическое направление. У всех окрестных деревень общая речка, а значит, общие заботы.



Читайте также

Прятал наркотик в баночке из-под настойки валерианы. Суд вынес приговор
Прокуратура Минского района поддержала в суде государственное обвинение в отношении жителя столицы, которому инкриминирован незаконный оборот наркотических веществ.
«Театру жить и процветать!» В МОДТ торжественно открыли театральную экспозицию
28 марта в Минском областном драматическом театре прошла церемония торжественного открытия театральной экспозиции.
Права на 20 лет и техосмотр на 3 года. Какие изменения вносит новый указ?
Проведение более 200 административных процедур корректируется в Беларуси. Соответствующий указ №55 подписан 16 февраля.