Опубликовано: 12 января 2015, 16:19
54

Как 20 лет назад в Сморгонь пришел природный газ

В Сморгони природный газ появился в 1994 году. И в конце прошлого года исполнилось 20 лет со времени окончания строительства газопровода.

О том, как непросто было в то время реализовать столь масштабный проект, рассказывает бывший заместитель председателя горисполкома, а потом и райисполкома Виктор Легин, пишет сайт газеты «Светлы шлях».

– Помню тяжелую зиму 1992-1993 годов. Температура воздуха была очень низкая. И почему-то начались перебои со сжиженным газом. Его привозили на специально оборудованных автомашинах из Лиды и закачивали в емкости, которые находились во дворах многоэтажных домов. Не знаю, по какой причине, но в то время наблюдался дефицит этого топлива. В советское время не было такого. По-видимому, не успевали подвозить сырье и вырабатывать из него сжиженный газ. Привезенного газа хватало на несколько суток. И был он плохого качества.

И чем это грозило?

– В зимнее время сжиженный газ плохо поступал по трубам в жилые дома, поэтому газовики работали на пределе. В некоторых домах даже пропадал газ. И как только тогда пережили зиму? Могли быть печальные последствия. Скажем, человек оставил незакрытым кран на газовой плите и ушел по своим делам. А в это время в емкость закачали сжиженный газ. Хотя после каждого случая отсутствия газа работники газовой службы должны были побывать в каждой квартире, проверить плиты, закрыты ли краны на них и только потом подавать газ в распределительную систему. Но никто этого не делал, потому что физически невозможно было при тогдашних частых перебоях со сжиженным газом.

Проблема возникла только с этим топливом?

– Ситуация усугубилась еще тем, что мазут стали отпускать только по предоплате. А основной котельной в городе была котельная ЗОСа. Она отапливала большую часть многоэтажных домов. Завод оптического станкостроения находился в то время в сложном положении. У него не было денег на покупку мазута. Тогда руководство города вместе с администрацией завода приняли решение о выделении этой котельной в отдельный цех. Создали расчетный счет этому цеху и собирали деньги с предприятий для предоплаты за мазут. Иначе его не отпускали потребителям. Ситуация была тяжелая. Помню, в конце марта 1993 года на улице еще лежал снег, а отопительный сезон уже закончился. Не было чем топить. И люди как-то с пониманием отнеслись к этой проблеме. Особо никто не бунтовал.

– Какой напрашивался выход из возникшей ситуации?

– На ЗОСе давно разработали проект по переводу заводской котельной на газ. Попутно газификация должна была коснуться населенных пунктов, субъектов хозяйствования. Поэтому в долевое участие в этом проекте принимали колхозы, которые находились в окрестностях Сморгони. После подключения к газу котельной ЗОСа нити газопроводов должны были пролечь в сторону Залесья и других деревень. На газ должен был перейти и «Сморгоньсиликатобетон».

В горисполкоме собирали всех руководителей предприятий, в том числе и ЗОСа, пытались собрать деньги на начало строительства газопровода. Но дело шло ни шатко, ни валко. Правда, ЗОС еще в советское время закупил определенное количество труб. Они лежали на территории предприятия. Целая гора труб. Хотя они были не совсем стандартные.

И каким образом дело сдвинулось с мертвой точки?

– Однажды мне пришла в голову мысль: это никогда не закончится. Заинтересованности ЗОСа не было видно. Тем более, что он находился в тяжелом положении. Надо было как-то выживать, а не заниматься газификацией города. И тогда я предложил председателю горисполкома Илье Раку: «Давайте я возьму на себя строительство газопровода». Директор ЗОСа Сергей Пелих очень обрадовался, что с него снимается тяжелый груз, и предприятие с удовольствием передало документацию в УКС горисполкома.

И начали мы заниматься вопросом газификации. Выяснилось, что министерство промышленности имело непосредственное отношение к этому делу. Еще до моего приезда в Сморгонь с руководством завода был подписан протокол, согласно которому министерство промышленности обязалось профинансировать часть строительства газопровода. По-моему, в тех деньгах сумма составляла один миллиард рублей.

– Кто должен был строить газопровод?

– Надо было искать подрядчика. В то время в Беларуси существовали два газовых треста. Один находился в Минске, второй, недавно созданный, – в Гродно. Работники этих организаций были людьми понимающими, поэтому не отказывались нам помочь. Но не могли, потому что были очень заняты. Им и без наших хватало объемов работ. И тогда помог случай. В Сморгони готовились к запуску в эксплуатацию домостроительного комбината. Из Латвии сюда приехало немало рабочих. В этой стране, как и в других бывших советских республиках, был тогда кризис. И однажды во время разговора латвийский рабочий сказал: «У нас есть такая фирма, которая занимается строительством сетей, в том числе и газовых». Она как раз была без работы. Я сначала позвонил директору, а потом и поехал к нему. Он подтвердил, что работы нет, и согласился взяться за газификацию Сморгони. Это был 1993 год.

Откуда начиналось строительство?

– Газопровод начали строить от ЗОСа и с тех труб, что были на этом предприятии. Ветку надо было тянуть до газораспределительной станции, которая находится в Осиновщизне на газопроводной магистрали вильнюсского направления. По правилам, врезка допускалась только там. Газопровод должен был пролегать по ул. Советской, пересекать ул. Комсомольскую и дальше мимо здания старого хлебозавода тянуться к котельной ЗОСа.

Но сначала латвийские специалисты привыкали к нашим нормативам. Наши газовики присматривались к латышам. Возникали разные проблемы. Не удовлетворяло качество стыков, трубы были не совсем стандартные. Работники из Латвии даже в Ригу возили образцы металла, подбирали электроды. Наконец нашли нужные. И усиленно начали заниматься газопроводом в 1994 году.

Финансовых средств достаточно было для выполнения работ?

– Настал момент, когда закончились деньги. Хотя министерство промышленности выделило обещанную сумму. Недостаточно труб, чтобы закончить прокладку газопровода. Пришлось обратиться за помощью в облгаз. Необходимы были 100 миллионов рублей. Нам выделили эти деньги. Мы их сразу же перечисли в Украину, на Харцызский трубный завод. Он выпускал трубы нужного для нас диаметра.

Захватив с собой сувениры – напыленные чашки, ложки, стаканы – мы с директором фирмы «Фаворит», созданной для строительства газопровода, осенью 1993 года поехали в Харцизск. Приезжаем, завод стоит. Зашли внутрь. Работники обрадовались – белорусы приехали. Мы вручили им скромные сувениры. А в то время в Украине была страшная разруха, инфляция.

Завод запустили, собрав заказы, и нам сразу же пообещали, что трубы отгрузят в первую очередь. Мы заплатили за шесть вагонов труб. Причем белорусскими рублями. В Украине тогда ходили карбованцы, позже появилась гривна. Первый вагон начали загружать, когда мы еще не уехали. А до конца года в Сморгонь пришли не шесть вагонов, как планировалось, а семь. Оказалось, на заводе пересчитали наши деньги, и этой суммы было достаточно на еще один вагон. А нам как раз столько и надо было.

Когда сдали газопровод в эксплуатацию?

– После Нового года латыши вернулись и сразу же взялись за работу. Руководство облгаза увидело, что у нас получается со строительством газопровода, и направило в Сморгонь целую программу. За один год было переварено по городу около 40 км газопроводных труб. Работали специалисты областной и местной газовой службы. Начали готовиться к моменту пуска газа. К этому времени газопровод уже подтянули к ЗОСу.

Сдача газопровода в эксплуатацию проходила тяжело. Очень большой объект. В середине ноября 1994 года на углу улиц Кутузова-Коласа, где теперь находится магазин «Олимп», газовики врезали вертикально в газопроводную магистраль кусок трубы и зажгли факел. Людей собралось немного. Был чисто рабочий момент. Присутствовали представители горисполкома и работники горгаза. По традиции о трубу разбили бутылку шампанского.

По материалам сайта газеты «Светлы шлях» 

Читайте также

В Воложине жители нескольких улиц просят уложить асфальт. Почему не стоит это делать сейчас, рассказываем
Жители одного из микрорайонов Воложина возмущены тем, что на их улицах не положили асфальт к «Дожинкам». Узнали, почему не асфальтируют улицы и что в планах местного УКСа.
Никипорёнок и Цеслюкевич отыгрывают подаренную «Слониму» фору. ФК «Молодечно» одерживает волевую победу над аутсайдером
Футбольный клуб «Молодечно» 14 сентября на своем стадионе принимал ФК «Слоним». Зелено-белая команда Александра Храпковского проигрывала 0:1 уже на второй минуте матча, но в итоге одержала волевую победу со счетом 2:1.
Соседи потушили квартиру мужчины, который уснул с горящей сигаретой в Островецком районе
В агрогородке Кемелишки Островецкого района вечером 17 сентября загорелась квартира на первом этаже четырехквартирного дома. Хозяин спал, но ему на помощь пришли соседи, которые потушили пожар до приезда спасателей.