Опубликовано: 16 ноября 2022, 14:14
7739

«Нам все говорили – на вокзале живете». Нашли жильцов, которые жили под крышей вокзала в Вилейке

100 лет назад железнодорожный вокзал в Вилейке превратили в дом, достроив второй этаж. Стоя в нескольких шагах от перрона, сейчас сложно представить, что когда-то под крышей жили люди.

Наша героиня 10 лет прожила на вокзале. Таких семей было восемь, а их дом одновременно был и буфетом, и вокзалом.

Продолжаем посещать разные места Молодечно и Вилейки в проекте «Я здесь живу» и рассказывать, как там живут или жили люди.

Квартиры из ниоткуда

Оказывается, таких вокзалов, как в Вилейке, куда заезжал даже император Николай II, было несколько. По пути в Полоцк аналогичные можно увидеть в Парафьяново и Крулевщизне. Такое же здание построили по типовому проекту и в Молодечно, но ни в одном из вокзалов-близнецов нет второго этажа с квартирами, как в Вилейке.

А здесь вокзал еще одноэтажный. Фото из фондов вилейского фотографа Берки Бермана, начало 20 века

Попасть в квартиры дома №33 на улице Привокзальной уже не получится. Больше 30 лет они пустуют. Три года назад здание капитально отремонтировали. Исторический облик сохранили, а мансардный этаж превратили в чердак. Тогда же строители нашли привет из прошлого: фрагмент вековой черепицы, вещи военных лет и даже дореволюционную чернильницу.

«Квадратам» под крышей вокзала – почти 100 лет. Их построили «пад польскiм часам» в 20-30-е годы прошлого века. В ту пору время бежало быстрее паровоза, и вокзал переходил от одних властей к другим.

Офицеры, солдаты почетного караула 113-го пехотного Старорусского полка на перроне станции в ожидании прибытия императорского поезда. 23 декабря 1915 год. Архив Санкт-Петербурга, копия архивного снимка из фондов музея

– Сначала здесь жили польские железнодорожники, а в годы оккупации – немецкие, – говорит научный сотрудник Вилейского краеведческого музея Ольга Колосова и добавляет, что Вилейка в те годы была совсем компактной, жилья на всех не хватало. Вот и решили надстроить в вокзале мансардное помещение с квартирами и заселить работников станции.

Местные так и говорили: «А-а-а, так ты на вокзале живешь!»

Мы отыскали последнего жильца дома-вокзала. Маргарите Пятницкой было 4 года, когда ее отцу-железнодорожнику выдали ключи от жилья. В 50-х семья Барковских в буквальном смысле поселилась на вокзале.

Мой папа Николай Барковский работал на железной дороге. В начале 50–х выучился в Москве на электромеханика, а на станции в Вилейке работал стрелочником: он управлял ручным стрелочным переводом. Мы жили под крышей вокзала на втором этаже. Вход в квартиры был со стороны улицы Привокзальной. Кстати, сохранились те же окна и ступеньки. Помню, как в детстве мы на них усаживались и ели пирожки с повидлом, которые пекли в буфете нашего же дома-вокзала, – вспоминает героиня.

Семья Барковских

Маргарита Пятницкая рассказывает, что к квартирам вела «крутая трехмаршевая» лестница. Квартир было восемь, в каждом «крыле» – по четыре.

– В самой большой с тремя комнатами жил начальник станции, у других жильцов площадь была поскромнее. Мы жили в однушке с печкой, на которой еду и готовили. Наши окна выходили на рельсы. До сих пор перед глазами стоит огромный подоконник. Он был метр в ширину. Интересно, что подоконники были только в угловых квартирах. Зачем их нарастили, сказать сложно, вероятно, была какая-то связь с системой отопления. Из необычного вспоминаются круглые окошки, они были холодильниками, мы туда продукты складывали, – добавляет Маргарита.  А вот потолки в квартирах высотой не удивляли. Оно и понятно, ведь изначально проект никаких квартир не предусматривал.

Окружали дом-вокзал три сквера. Позже вместо одного с акациями и вишнями «вырос» магазин, который местные прозвали «чыгуначным», с другой стороны на месте парка появилось здание для нужд железнодорожников, а третий слился с территорией автовокзала. А когда-то на его месте стояли сараи, где жильцы дома-вокзала держали коров и свиней.

Маргарита Пятницкая –  в числе тех жильцов, кому не нужно было называть номер дома.

– Местные так и говорили: «А-а-а, так ты на вокзале живешь!», – говорит Маргарита Николаевна и вспоминает, как жильцы ходили за водой в колонку через дорогу и как под ней же полоскали одежду, а потом сушили на веревках и «никто не воровал». И как местные дети играли «своей вокзальной компанией».

А это жильцы дома-вокзала, 1960-е годы

– Никогда не забуду запах пирожков, которые пекли в буфете на вокзале. Последний поезд со станции уходил в 21.30, наступала тишина. А буфет закрывался через 30 минут. В эти минуты приходила повар, чтобы за ночь напечь пирожков с повидлом. Вкусные до жути! Помню, как наши родители шли субботним вечером домой, заходили в буфет и покупали нам эти пирожки, завернутые в газетный кулек. Мама выносила кувшин молока, и м сидели на горячих от солнца ступеньках и ели эти пирожки, – ностальгически добавляет Маргарита.

Опустели квартиры дома-вокзала в конце 60-х. В Вилейке тогда вовсю заговорили о грандиозном строительстве. В начале 70-х в городе появился завод «Зенит», начали возводить жилье. Семья Маргариты переехала на улицу Октябрьскую, их соседям выделили квартиру на Гагарина.

Вокзал испортили

Несмотря на то, что строительство второго этажа было необходимостью, потому что работникам железной дороги не хватало жилья, в архитектурном плане это стало грубейшей ошибкой и испортило исторический вид вокзала, считает Ольга Колосова.

– Все вокзалы, как и вилейский, на основных станциях линии Бологое-Полоцк-Седлец строили до 1907 года. Многие из них дошли до наших дней и имеют внешнее сходство. Однажды мне довелось проехать до Полоцка. Я видела вокзалы в Княгинине, Крулевщизне, Парафьяново – все они как братья-близнецы. Таким был до возведения квартир и наш вокзал. Когда смотрю фотографии 20 века, одолевает ностальгия, – сказала историк.

Марина ЛЕБЕДЕВА
Фотографии автора, из архива Маргариты Пятницкой и
kraj.by



Читайте также

«Для нас главное, чтобы он жил». В реанимацию вилейской больницы доставили 25-летнего парня с серьезными ожогами
В агрогородке Кривое Село Вилейского района получил сильные ожоги 25-летний парень. Ночью 30 марта медики сообщили спасателям, что пострадавший госпитализирован.
В белорусских школах начнут изучать железнодорожные профессии. Узнали, когда и в каких классах
Факультатив вводится для осознанного выбора железнодорожных профессий.
«Даже на картошку ездил в туфлях». Как молодечненец с рыжей шевелюрой делал стиль, и зачем ему борода – на это стоит взглянуть
Дмитрию Ефименко никогда не приходилось прилагать усилия, чтобы выделиться среди остальных. Природа наградила его яркими данными. Наоборот, был период, когда хотелось быть как все и не высовываться.