«Когда заходила в класс, дрожали коленки». Истории молодечненок о том, как «ген учителя» передается по наследству
«Педсовет проводим дома!» – так в шутку говорит учитель начальных классов Дина Сенько. Ведь ее мама, дочь и свекровь выбрали профессию педагога.
О династии учителей рассказывает «Маладзечанская газета».
«Расплакалась от желания стать школьницей»
Мама Дины Сенько - Татьяна Михайловна Андреева 37 лет работает в СШ №11 нашего города. Здесь она прошла путь от учителя начальных классов до заместителя директора по начальным классам. Уже десять лет Татьяна Михайловна на пенсии и все это время трудится в школе библиотекарем.
– Никак из школы уйти не могу! – улыбается она.
Татьяна Андреева о профессии учителя поначалу не мечтала, в детстве ей просто нравилась школьная форма.
– У меня до сих пор сохранилась фотография, где я позирую в надетом поверх обычного платья белоснежном школьном фартуке, который одолжила для примерки старшая соседская девочка, — вспоминает собеседница. — В моей родной деревне Шалыги Молодечненского района не было детского сада. Дети сразу шли в школу, но строго с семилетнего возраста. Мне так хотелось стать ученицей, что мама меня, шестилетку, 1 сентября повела посмотреть линейку. Увидев праздничную красоту, я расплакалась от еще большего желания стать школьницей. Тогда Софья Андреевна Ладутько (с особым трепетом вспоминаю ее до сих пор), которая стала моей первой учительницей, сказала маме: «Ну, пусть дочь походит в школу, перехочет, когда начнутся дожди и холода».
Но этого не произошло. За три километра от дома, в любую погоду Татьяна спешила на занятия. У нее и теперь есть большущий платок, в который в мороз и метель укутывала ее мама, оставляя лишь глаза и нос. За хвостики этого платка, что оставались за спиной, маленькую Таню придерживали, чтобы ее не сдуло с дороги.
Она хорошо помнит, как старалась писать чернилами перьевой ручкой, хотя, конечно, без клякс не обходилось.
– Повзрослев, даже не задумывалась о выборе профессии, потому что поняла: школа для меня – это навсегда. – продолжает Татьяна Андреева. – Что может быть прекраснее, чем общение с детьми?! Они непосредственные, искренние. Вспоминаю, как одна моя ученица, стремясь показать доверие ко мне, всегда предлагала укусить кусочек ее бутерброда, который брала с собой.
А как-то, готовясь к открытому уроку по теме глаголов, Татьяна Михайловна отправилась на местный вещевой рынок.
– Планировала сравнить глаголы на примере сказок Шарля Перро на разных языках, в том числе азербайджанском, – рассказывает она. – В 2000-х у меня был ученик-азербайджанец, а его мама (кстати, учитель русского языка и литературы) работала продавцом на рынке. К ней и поспешила переводить сказки на азербайджанский. Продавцы, увидев меня с ворохом бумаг, подумали, что какая-то суровая проверка пришла.
«Наверно, толк будет»
Много раз эти и другие «профессиональные» истории слышала дочь Татьяны Андреевой – Дина Сенько, выпускница и учитель СШ №11, которая работает здесь 28 лет.
– Мой выбор профессии был осознанным, – присоединяется она к беседе. – Я понимала, насколько непрост труд педагога, но это меня не остановило. Разве только в отличие от мамы мечтала не о школьной форме, а уж очень хотела проверять тетради учеников. Иногда она мне позволяла это делать простым карандашом. Я справлялась на «отлично».
Именно мама была самым строгим методистом, когда дочь студенткой пришла на практику в родную школу.
– Самая большая похвала в мой адрес: «Ну, наверно, толк будет», – говорит Дина Сенько. – Эти слова меня буквально окрылили.
Дина исполнила и мамину мечту, поступив после педагогического колледжа на исторический факультет университета, правда, в итоге предпочла работу с младшими школьниками.
Дина Сенько и ее первые ученики
– В конце 1970-х – начале 1980-х конкурс на заочное отделение истфака был нереально высоким, – объясняет Татьяна Андреева. – Поэтому после второй неудачной попытки предпочла факультет начальных классов.
«Дети учителей, на мой взгляд, взрослеют раньше»
А вот дочь Дины Александровны – Алина Сенько работает и с малышами, и со старшеклассниками. В СШ №5 четвертый год она преподает английский язык, владеет также немецким и мечтает выучить еще пару иностранных языков.
– Дети учителей, на мой взгляд, взрослеют раньше, – рассуждает она. – Я понимала, что маме приходится нелегко, но интерес к педагогике у меня все же взял верх. Своим решением не разочарована и стараюсь совершенствоваться в выбранном деле.
– С раннего детства было видно, что Алина свяжет свою жизнь с педагогикой, – замечает Дина Сенько. – Уже в три года, еще не умея читать, она из книг переписывала печатными буквами сказки. Разумеется, как получалось. Мы их потом вместе с письмами отправляли моему младшему брату, который служил в армии. Сказки читал с сослуживцами, смеялись и ждали новых.
Этого Алина, конечно, не помнит. Зато навсегда останется в памяти ее первый урок.
– Я готовилась очень старательно, – рассказывает она. – Перечитала множество методических рекомендаций, разработок, посоветовалась с коллегами, мамой, бабушкой. Все было продумано до мелочей, но, когда заходила в класс, дрожали коленки. Урок пролетел на одном дыхании. Когда закончился, поняла, что все прошло хорошо, и тревоги оказались напрасны.
– В нашей семье педсоветы можно проводить прямо дома! – улыбается Дина Сенько. – Моя свекровь Анна Иосифовна Сенько также учитель начальных классов и более 40 лет проработала в школе. Для нас очень ценны ее советы.
Родные действительно нередко обсуждают тенденции системы образования.
– Кто бы мог подумать, что на уроках будут использовать телевизоры, мультиборды и по интернету выходить во всемирную сеть?! – размышляет Татьяна Андреева, вспоминая начало своего пути. – Я и сама с удовольствием освоила компьютер. Но все же очень важно, чтобы книги не остались в тени современных технологий. В этом наша семья едина.
Ирина РАБУШКО
Фотографии автора и из архива Татьяны АНДРЕЕВОЙ, Дины СЕНЬКО
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter