Опубликовано: 28 апреля 2022, 18:41
5783

Как в Венеции, только в резиновых сапогах. Нашли в Вилейке микрорайон, который так и остался деревней

В 1974 году три деревушки на окраине Вилейки в один день превратились в город. Местные до сих пор по привычке делят микрорайон на деревни. Одни говорят, что живут на Волковщине, другие – в Холопах, третьи – в Чернохвостово. Сходили в восточный «спальник» Вилейки – Волковщину.

Из благ цивилизации – только ветлечебница

С виду Волковщина так и осталась деревней: местные ходят на единственный городской автобус, который заезжает из центра 20 раз в день, в огородах мелькают разноцветные платки на длиннющих грядках, на макушках деревьев охотно гнездятся аисты, дороги в основном – без асфальта.

Если рассмотреть Волковщину на карте, то в отличие от Северного микрорайона, порезанного на ровные прямоугольники, восточный «спальник» Вилейки больше похож на скелет птеродактиля, где сплелись в один узел-микрорайон улицы и улочки трех деревень.

Холодный апрель еще не дал Волковщине вовсю прихорошиться, но достаточно редкой матово-зеленой травы и яркого синего неба, чтобы оценить живописность здешних пейзажей.

Роскошных «дворцов» с колоннами и террасами здесь не видно, зато старинные вросшие в землю домики с небольшими окошками – едва ли не на каждой улице. Из благ цивилизации в микрорайоне есть только ветлечебница. Никаких других зданий нет: ни школы, ни детского сада.

Одним боком микрорайон растянулся вдоль трассы на Борисов, другим длинным рядом домов уперся в самую длинную улицу Вилейки – Стахановскую.

Разобрали на бревна храм, а собрали магазин

Через стену кустов и железную дорогу, которая отрезает Волковщину от Северного, мы выруливаем на улицу Королева. Вдалеке виднеются сине-золотые купола самой большой и молодой в городе церкви. С церквями Волковщине что-то долго не везло.

Историки рассказывают, что на Волковщине когда-то был деревянный храм, который из деревни вывезли и превратили в магазин.

–  Деревянная церковь стояла на деревенском кладбище, – рассказала научный сотрудник Вилейского краеведческого музея Ольга Колосова. – В 60-х годах в период гонения религии всюду сносили храмы или переделывали в клубы. Некоторые святыни и вовсе свозили, потому что дерево было хорошее. Так случилось и с церковью на Волковщине – ее перевезли в Богданово и собрали из бревен магазин. Если присмотреться, то с тыльной стороны видна ярко выраженная алтарная часть округлой формы. Получается, заходя в магазин, люди оказываются в церкви.

Вскоре на Волковщине нашелся энтузиаст, который, по рассказам местных, поставил на кладбище кирпичную часовню. Рукотворное строение долго не сдавалось, но в конце концов начало рассыпаться.

– На часовне была надпись, но она исчезла. Церковь, вроде, называлась, как нынешняя новая – Покрова Пресвятой Богородицы, – рассказывают жители «спальника», которые во время нашего визита благоустраивали кладбище. А потом заговаривают о наболевшем – о кладбище.

 – Кладбище до самого пруда удлинили. – сетуют местные. – Здесь же болото, низина! Мало того, что памятники осядут, так люди же могилы копают, а в земле – вода. Кто ж гроб захочет в воду ставить. Это, во-первых. Во-вторых, люди от болезней умирают, а если инфекция какая-то в воду, в землю попадет? Пусть бы за дорогой землю выделили, так нет, взяли и перенесли забор в самую низину. Хватит уже кладбище «растить». Тут до домов рукой подать. Вид из окон – совсем не пейзаж.

«Прохудился» магазин

Идем в бывшую деревню. Двое мужиков собирают забор. Спрашиваем, как здесь живется. Мужики ни на что не жалуются, кроме одного: в микрорайоне «прохудился» магазин.

–  Скоро и хлеба возле дома не купишь. А Вы сами посмотрите, – предлагают нам.

В микрорайоне два магазина. Еще один – на Стахановской. От той же Волковщины – неблизкий свет. Судьба у того, о котором сказали местные незавидная – закрывается. Холодильник с пивом местные давным-давно опустошили. В остальном – тоже дефицит.

– Не справился наш частник. Закрываемся, – уточняют продавцы, которые вот-вот останутся без работы.

Во втором магазине с лирическим названием «Спадчына» дела идут лучше. Судя по тому, что каменной соли по 34 копейки здесь валом, хапуном жители Волковщины не страдают.

– С кофе проблемы есть. Потому что его на складах нет. И что тут будет дальше, непонятно, – говорит продавец второй точки.

«Ни скорая, ни пожарная не проедет»

Вдалеке виднеются силуэты двух женщин. Цепляемся с расспросами к ним. Оказывается, что это сватьи Мария и Тамара. Они помнят, как Волковщина вдруг стала «спальником» Вилейки, а они – горожанками.

– Когда Волковщина стала городом, домов вокруг было немного, поле сплошное. Это уже потом здесь кругом настроили, – говорят женщины и добавляют, что из-за строительства водохранилища на Волковщину переехали и жители «затопленных» деревень. Как минимум трех из девяти «сселенных и затопленных».

Из разговоров с местными становится ясно, что главная проблема здесь – дороги.

– А Вы на Черняховского сходите, там ни скорая, ни пожарная не проедет, – описывают люди печально-грунтовую картину, которую то дождем подмывает, то снегом.

Идем. Волковщина удивляет своей пейзажностью. Между улицами Черняховского и Мелиораторов шустро извивается узкая речушка Пелла. Местные поговаривают, что однажды даже речную форель заприметили. Друг к другу соседи ходят по кладке.

Возле калитки встречаем молодую пару. Нас просят не фотографировать, потому что «на работе могут быть проблемы», но охотно рассказывают о наболевшем.

– Это Вы пришли, когда подсохло. А после дождя мы со двора выйти не можем, до автобуса или в резиновых сапогах, или по колено «черные», – жалуются нам и добавляют, что за блага под забором борются «уже лет восемь, а нам только обещают».

Местные рассказывают, как однажды мусоровоз ЖКХ увяз в тех самых дорогах, а потом его «цягнуў «Амкадор». «Карма за наши дороги настигла», – шутят люди. Но даже после этого – «нiхто нічога».

Иван, пруд и уточки

Три искусственных пруда – еще одна особенность микрорайона-деревни. Водное зеркало лениво «взбивают» утки, а вокруг шумит роща из берез и дубов.

Говорят, что здесь похозяйничал воспитатель школы-интерната Иван Михайлович. Местные советуют нам познакомиться со «скромным воспитателем, который под каждый дуб сена наносил, чтобы деревьям рослось лучше». Идем в гости.

На пороге высокого дома нас встречает жена Ивана Людмила. Сам же хозяин, узнав, зачем пожаловали, скромно отмахивается:

– Мне не надо популярности, я это все – от души.

Иван родом из Украины. В Вилейку переехал в конце 90-х. Обживалась семья уже в городском микрорайоне Волковщина. За эти годы Иван «от души» высадил возле большого пруда целую рощу, а потом неподалеку появилась аллея из дубов и берез.

– Ни одну сотню посадил, такая внутренняя потребность у меня, не для популярности, – снова повторяет Иван и ведет к пруду. Пруд, по его словам, «сделало государство, как пожарный», но ухаживает за ним Иван. Каждое утро в 6.00 Иван тут как тут, вот и сосед присоединился к благоустройству. Вместе поставили кладку и не дают побережью зарастать.

На деревья Иван повесил скворечники. Знает, где на пруду гнездятся утки. Даже окунается в пруду осторожно, чтобы не нарушить здешнюю природную идиллию.

Марина ЛЕБЕДЕВА
Фотографии автора



Читайте также

Вступительная кампания 2024: нарушители инструкции о проведении ЦЭ смогут продолжить образование
Выпускная кампания в учреждениях общего среднего образования в 2024 году выстроена так, что даже нарушители инструкции о проведении централизованного экзамена получат возможность продолжить учебу.
Права на 20 лет и техосмотр на 3 года. Какие изменения вносит новый указ?
Проведение более 200 административных процедур корректируется в Беларуси. Соответствующий указ №55 подписан 16 февраля.
Дача горела ночью в Молодечненском районе – люди не пострадали
Сегодня ночью, 28 марта, в садоводческом товариществе недалеко от деревни Гай Молодечненского района загорелся дачный дом. Обошлось без жертв и пострадавших.