Опубликовано: 15 ноября 2013, 11:57
50

Будет ли резкая девальвация рубля в Беларуси?

Курс доллара ползет вверх, население покупает валюты больше, чем продает, и предпочитает хранить сбережения в свободно конвертируемой валюте.

Поведение граждан говорит о том, что они допускают существенную корректировку обменного курса рубля. Повторится ли в Беларуси резкая девальвация?

Интернет-газета Naviny.by предлагает два наиболее вероятных, на ее взгляд, сценария развития событий.

В поисках валюты

Национальный банк Беларуси прогнозирует, что по итогам 2013 года дефицит счета текущих операций может составить 10,8% ВВП. Министерство экономики ранее при подготовке прогнозных документов приходило к схожим выводам (дефицит счета текущих операций, по оценкам Минэкономики, в 2013 году может составить 6,3 млрд долларов).

Значительный внешний дефицит требует финансирования, и правительство уже пребывает в поисках необходимой валюты. Так, белорусский премьер Михаил Мясникович на нынешней неделе поручил ускорить реализацию приватизационных проектов и обеспечить привлечение 1,5 млрд долларов не позднее первого квартала 2014 года.

«Причина поиска средств очевидна – необходимость финансирования большого дефицита текущего счета и обслуживания внешних долгов», – говорит экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

При сохранении инерционного (неизменного) сценария экономической политики, продолжает он, ожидать быстрого сокращения внешнего дефицита нет оснований.

«В то же время выплаты по внешним долгам должны соответствовать установленному графику, а из обозримых притоков иностранной валюты пока видится лишь последний транш (440 млн долларов) кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС», – констатирует Крук.

Если деньги, которые сегодня пытается найти правительство, не поступят в страну, сокращение золотовалютных резервов будет продолжаться. К слову, с мая по октябрь белорусские резервы уже уменьшились почти на 1,5 млрд долларов.

«Без дополнительных источников финансирования единственной возможностью балансировать валютный рынок остается задействование официальных резервов. Но, во-первых, сами по себе резервы не столь велики… Во-вторых, снижение резервных активов дополнительно снижает степень доверия к монетарной политике, что выражается в дополнительном спросе на иностранную валюту», – констатирует Дмитрий Крук.

Отсутствие внешнего финансирования приведет к значительному ослаблению курса белорусского рубля, полагают эксперты.

«Без привлечения внешнего финансирования существенная корректировка обменного курса белорусского рубля практически неизбежна», – считает финансовый аналитик официального партнера «Альпари» в Беларуси Вадим Иосуб.

Более того, продолжает эксперт, при таком сценарии страна может столкнуться с возникновением так называемой инфляционно-девальвационной спирали.

«Этот механизм проявляется в том, что попытки через увеличение зарплат компенсировать населению рост цен (возникающий вследствие девальвации) приводят к повышению спроса на валюту. Как результат, создается почва для новых проблем на валютном рынке. Выйти из такой спирали будет тяжело», – полагает Иосуб.

Критический уровень

В общем, если не предпринимать усилий по привлечению внешнего финансирования в страну, то не за горами могут возникнуть серьезные проблемы на валютном рынке. И в этом состоит первый сценарий развития событий.

Согласно экспертным оценкам, за счет золотовалютных резервов можно поддерживать стабильность на валютном рынке еще три-четыре месяца. Напомним, что в октябре резервы сократились на 567 млн долларов на фоне платежей по внешнему госдолгу и повышенного спроса на инвалюту. По состоянию на 1 ноября белорусские резервы составляли 6,82 млрд долларов.

«Предельно допустимой» отметкой (то есть уровень, до которого экономические власти готовы будут в той или иной мере «терпеть» снижение резервов) можно считать 5 млрд долларов (по методологии МВФ)», – полагает Дмитрий Крук.

Названный уровень, объясняет эксперт, подразумевает исчерпание значительной части ликвидной составляющей резервов и делает страну очень уязвимой к внешним шокам.

«При сохранении нынешних масштабов дефицита и при отсутствии дополнительных источников его финансирования указанный критический уровень резервов может быть достигнут через три-четыре месяца», – считает экономист BEROC.

Судьба рубля: российский фактор

Таким образом, уже в краткосрочном периоде необходимо найти деньги, чтобы удержать ситуацию на валютном рынке под контролем. Если они будут найдены – больших потрясений не будет. И в этом заключается второй сценарий развития событий.

Проблема состоит в том, что возможности привлечения финансирования у белорусской стороны сегодня крайне ограничены. Представители Международного валютного фонда, побывавшие в Минске в октябре, дали понять, что пока не готовы к новой кредитной программе с Беларусью.

В свою очередь, представители Антикризисного фонда ЕврАзЭС (управляющий средствами фонда – Евразийский банк развития) говорят, что пока не время обсуждать новую кредитную программу с Беларусью.

«Пока не закончена действующая (кредитная) программа, следующую начинать, естественно, бессмысленно», – сказал председатель правления Евразийского банка развития Игорь Финогенов на этой неделе, отвечая в Москве во время пресс-конференции на вопросы БелаПАН.

Теоретически остаются два канала привлечения внешнего финансирования в страну. Первый – за счет приватизации. Подготовительные мероприятия в этом направлении проводятся: началась новая рыночная оценка госдоли в МТС и Мозырском НПЗ. Дойдет ли дело до конкретных договоренностей с инвесторами – решит Александр Лукашенко, который лично определяет судьбу каждой более-менее крупной сделки с госсобственностью.

Второй возможный вариант привлечения денег – получение нефтяных преференций со стороны России. Речь идет примерно о 4 млрд долларов, которые Беларусь сегодня перечисляет в российский бюджет в виде пошлин, взимаемых с экспортируемых нефтепродуктов. Белорусские власти считают, что в рамках Таможенного союза должны быть исключены всякие торговые барьеры наподобие пошлин, и рассчитывают на благоприятное решение данного вопроса уже с 2014 года.

Белорусские аналитики не исключают, что российские власти, не желая допускать кризисных явлений внутри Единого экономического пространства, могут предоставить Беларуси запрашиваемые нефтяные преференции.

«Вступают в силу не только экономические, но и политические факторы. Ситуация, когда у одного из членов Таможенного союза перманентно возникают кризисы, – это не очень хорошая реклама для интеграционного объединения. Поэтому, исходя из политических соображений, Россия заинтересована оказать поддержку Беларуси», – считает старший аналитик Forex Club Валерий Полховский.

Если Кремль пойдет навстречу официальному Минску в части нефтепошлин, ситуация в платежном балансе Беларуси существенно улучшится, и угроза резкого ослабления белорусского рубля будет устранена, полагают экономисты.

«Привлечение 4 млрд долларов (в случае достижения договоренностей по нефтепошлинам) позволит во многом закрыть потребность Беларуси в финансовых ресурсах. Вопрос о том, как прожить будущий год, будет благодаря этому практически решен. Но открытым остается другой вопрос – какую цену придется заплатить Беларуси за нефтяные преференции», – резюмировал Вадим Иосуб.

Читайте также

Врач лечит ногу футболисту, рефери FIFA меняет имидж, легенды Выша и Дорик – на трибуне. Мини-футбол в Молодечно пошел на второй круг
В Молодечно 8 декабря десятый тур открытого чемпионата города по мини-футболу открыл второй круг соревнований. Все лидеры, кроме «Импульса», выиграли, а в нижней части турнирной таблицы «строители» обошли «львов», просидев во встрече с ними всю игру в обороне.
На пожаре жилого дома в Сморгонском районе обнаружен погибший 47-летний хозяин
В агрогородке Крево Сморгонского района ночью 9 декабря горел жилой дом. Справившись с огнем, спасатели обнаружили тело погибшего 47-летнего хозяина
С 1 января 2025 года минимальная заработная плата увеличится на 100 рублей
С 1 января 2025 года минимальная месячная заработная плата в Беларуси составит 726 рублей. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Роман Головченко.