Молодечненец Михаил Русакевич играет на дуде и мечтает стать прокурором (фото, видео)
20-летний молодечненец рассказал, как совмещает занятия пауэрлифтингом, учебу на юридическом факультете и игру на белорусской дуде.
Михаил встречает меня в центре города в элегантном деловом костюме – парень проходит практику в суде Молодечненского района. В сочетании с белорусской дудой костюм смотрится вдвойне экстравагантно.
По правде говоря, в этом спортивном парне не сразу признаешь дударя. Оказывается, что параллельно учебе и выступлениями на корпоративах и фестивалях, Михаил занимается пауэрлифтингом.
В Молодечно парень окончил среднюю школу №9. В настоящее время – учится на юридическом факультете Белорусского государственного университета. Молодой человек уже окончил третий курс и летом проходит практику в суде.
«Когда впервые услышал звуки дуды, понял – это мое»
Михаил с гордостью рассказывает, что отсутствие музыкального образования не помешало ему освоить игру на дуде. Нотную грамоту и аппликатуру он выучил самостоятельно.
Сейчас, вспоминая, как прошло его первое знакомство с инструментом, признается: когда услышал звуки дуды, «понял – это мое». Побывав зимой на рождественском фэсте, он с первого взгляда влюбился в дуду.
– Упершыню ўбачыў дуду ў кіраўніка гурта Стары Ольса” Змітра Сасноўскага на калядным фэсце. Як пачуў яе ўжывую, адразу ж з’явілася ідэя навучыцца самому граць на дудзе. Не стрымаўся, адразу ж замовіў яе ў майстра.
Фэст проходил 25 декабря, а уже 20 мая Михаил забрал инструмент у мастера.
Белорусскую дуду, рассказывает музыкант, в магазине не купишь. Ее могут сделать на заказ лишь около десятка белорусских мастеров. На свой инструмент студент копил со стипендии, экономил на карманных расходах. Его дуда стоила 400 долларов. Это, говорит парень, средняя цена. Некоторые дудари просят сделать им “литье” на отдельных деталях инструмента, тогда его цена возрастает до 500-600 долларов.
Основные части дуды, рассказывает молодечненец, как правило делают из клена, бурдон – из клена или березы, а «рагавель» – только из березы. В зависимости от древесины, из которой сделана трубка, у нее появляются дополнительные обертона и меняется звучание в целом.
– Мне падаецца, у беларускай дуды ў адрозненне ад іншых – шатландскай, гішпанскай – гучанне іншае – больш мяккае і мілагучнае, – объясняет Край.бай свой выбор Михаил.
Конечно, отмечает собеседник, взять инструмент в руки и сразу на нем сыграть, невозможно. Поэтому еще до того, как заказать дуду, парень смастерил жалейку, на которой и тренировался.
– Каб развучыць аплікатуру, я зрабіў сабе жалейку. Нешта вывучаў сам, нешта падказвалі іншыя музыкі. Лічу, што і да сёння я яшчэ толькі вучуся іграць, і ўсё ў меня наперадзе.
Дуда – инструмент шумный. Поэтому в общежитии, где жил наш герой, играть ему доводилось, но не часто. Обычно мастерство игры он демонстрирует в Дударских клубах, на фестивалях в Минске, Вилейке и дома. В Молодечно Михаил живет в частном доме и, говорит, соседи уже свыклись с его музицированиями. Иногда специально для родных он устраивает небольшие концерты.
– У маёй маці ёсць некальнікі любімых песень, якія ёй асабліва падабаюцца.
От белорусской «Лявоніхі» до Deep Purple
Дуда, рассказывает Михаил, в буквальном смысле всегда висит у него перед глазами и если ему хочется, он снимает инструмент со стенки и играет.
Михаил может исполнить около 15 самых распространенных белоруссских танцев – от “Лявоніхі”, “Падыспані” і да “Ойры”. Свой репертуар он постоянно полняет и, чтобы добыть партитуру, не толькок шерстит интернет, но и ездит в национальную библиотеку.
– Найбольш я цікаўлюся медыевальным (сярэднявечным) накірункам, але беларускія песні таксама вывучаю. Як гэта быць дударом і не ўмець граць нашае? Я лічу, гэта сорамна. А яшчэ мне падабаецца, як некаторыя гурты, напрыклад “Стары Ольса”, робяць устаўкі з сучасных кампазіцый. Напрыклад дадаюць некалькі квадратаў з Smoke on the water Deep Purple. Я таксама іх часам выконваю, – говорит парень и в подтверждение тут же начинает играть.
Дударь, который жмет 165 килограмм
Чтобы играть на дуде, по мнению Михаила, не нужно обладать особенными физическими данными. Среди музыкантов, говорит он, есть и девушки. Но при этом парень отмечает: легкие должны работать как у легкоатлета.
– Са спортам я сябрую яшчэ са школы. Тым хлопцам, якіх я ведаю, навучанне давалася цяжэй, бо ў іх не было фізічнай падрыхтоўкі. Бо ў дудзе, як пры безе: галоўнае трымаць роўнае дыханне.
Сказав, что “дружит со спортом” Михаил, конечно, поскромничал. На протяжении четырех лет он занимался кикбоксингом. За это время не раз становился победителем международных соревнований, неоднократно был чемпионом Беларуси.
В 9-классе спорт пришлось отодвинуть на второй план и все силы отдать учебе. Но жить без него Михаил не смог и начал заниматься стрит воркаутом. Сначала, говорит, делал это просто для себя, а когда поступил на первый курс университета, перешел в пауэрлифтинг. Там молодечненец продолжает участвовать в соревнованиях и главным образом, в универсиадах.
Сейчас личный рекорд Михаила в жиме – 165 килограмм, присед – 225 кг, а становая тяга – 275 кг.
Про нехватку языка и защиту диплома по-белорусски
Все время, что мы беседуем с Михаилом, он разговаривает только по-белорусски. К решению внедрить язык в повседневную жизнь он пришел по окончанию школы.
– Ужываць беларускую мову ў паўсядзённым жыцці я пачаў у другой палове 11 класса. Паехаў на абласную алімпіяду па грамадазнаўству. Там сустрэў двух хлопцаў, якія сталі для мяне апошняй прычынай размаўляць выключна па-беларуску.
С того момента, как игра на дуде стала неотъемлемым элементом жизни Михаила, круг знакомых его существенно пополнился. И в первую очередь, говорит парень, в нем появились люди, неравнодушные к белорусской культуре.
– Лічу, што ў нас ёсць недахоп мовы. У Маладзечне, напрыклад, зрэдку дзе пачуеш беларускую мову. Але праблем з непаразуменнем у мяне няма.
Не за горами время, когда Михаилу предстоит защита диплома. Язык, на котором будет писать работу, молодечненец еще не выбрал. Курсовые он писал на русском языке, поскольку все законодательство, говорит он, в нашей стране на русском.
– Магчыма, мне прыйдзецца пасядзець са слоўнікамі, і тады буду абараняцца на беларускай мове.
В планах у дударя из Молодечно работать в сфере правосудия. Михаил хочет стать белорусскоязычным прокурором.
– Перад судом былі два тыдні практыкі ў пракуратуры. І, ведаеце, мне там спадабалася. Таму я хачу некалькі год папрацаваць менавіта там. А далей будзе відаць. Паспрабую стаць беларускамоўным пракурорам.
Паслухаць дудара можна тут
Катерина СУШКО
Фото, видео автора