Пушистая кошка Мурка, песни Баскова и вид из окна вместо развлечений. Как живет столетняя бабушка из Молодечно
Чтобы дольше прожить молодечненская долгожительница Евгения Каминская советует есть сладкое и пить «кофие». Но ее жизнь сладкой не назовешь: женщина потеряла одну из дочерей, внука, пережила мужа – слепого и без одной руки.
«Надо жить!» – такими словами встречает гостей молодечненка Евгения Каминская, которая в конце октября встретила вековой юбилей. Поздравить юбиляра пришли родные, представители районного территориального центра соцобслуживания населения, ветеранской организации и ОО «БелТИЗ», где она проработала долгие годы. Об имениннице рассказывает «Маладзечанская газета».
Живет вместе с дочкой, а за городской жизнью наблюдает из окна своей квартиры
Родом Евгения Каминская с Мядельщины, но наш край уже давно стал для нее родным. На жизненном пути женщины было много потерь, трудно представить, как все это может пережить один человек. Она воспитывалась в семье, где было 12 детей, но восемь из них рано ушли из-за болезни. Не дожили до 50-ти ее родители. В детском возрасте из-за пневмонии не стало и старшей дочери Евгении Викторовны. Женщина дважды пробовала создать семью. Ее второй супруг, которого уже тоже нет, был слепым и без одной руки. До сих пор переживает Евгения Викторовна и смерть единственного внука, ушедшего из жизни молодым.
Несмотря на все жизненные испытания, она не разучилась радоваться жизни и не утеряла способности сочувствовать.
– У меня самая лучшая в мире мама! – говорит дочь Валентина, и ее глаза наполняются слезами. – Мне уже 78 лет, а мама меня жалеет так, как в детстве.
Из-за болезни Валентина прикована к инвалидной коляске. Живет вместе с мамой, женщины уже почти два года не выходят на улицу. За городской жизнью они наблюдают из окна своей квартиры на пятом этаже. Радио и телевизор для них – едва ли ни единственные способы связи с миром. Больше всего женщинам нравится слушать концерты, особенно когда поет Николай Басков. Размеренную жизнь мамы и дочери «разбавляет» пушистая кошка-непоседа Мурка, которую им подарила внучатая племянница Евгении Викторовны Елена. Сейчас она со своей мамой Натальей ухаживает за всеми троими. Помогают женщинам и соцработники.
Проводница, вязальщица и актриса в театральном кружке
Евгения Викторовна нередко «прокручивает» в памяти свою судьбу. Вспоминает о том, как с десятилетнего возраста летом, каждый день, с отцом трудилась в поле наравне со взрослыми. О том, как уехала из родной деревни Неверы в Минск и устроилась на работу проводницей на Белорусскую железную дорогу. Приходилось ей работать и на мясном производстве, в сельском хозяйстве. А до выхода на заслуженный отдых женщина 20 лет трудилась на «БелТИЗе» в вязальном цеху, который когда-то там был. Евгения Викторовна гордится тем, что в 1975 году получила Почетную грамоту ветерана труда.
Вспоминает и о том, как еще девчонкой на любила заниматься в театральном кружке и участвовала в сценках.
– Я уже и не помню, когда последний раз была в настоящем театре, – замечает женщина. А на вопрос, хотела бы она сейчас сыграть какую-нибудь роль, отвечает:
– Так уже ж не пазавуць. А так че ж не?! Сыграла бы! Королеву…
Силы и оптимизм столетняя бабушка находит исключительно в себе. Так она уверяет гостей. А чтобы дольше прожить, говорит, что нужно есть сладкое, которое она очень любит.
– Обязательно нужны сладкий черный чай и «кофие» такое же. Надо есть все и не выбирать, – делится своими мыслями Евгения Викторовна.
Ирина РАБУШКО
Фотографии автора и из архива Евгении КАМИНСКОЙ